LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Елена Тихомирова

29.11.2023
Андрей матюков
Случайно стала педагогическим дизайнером и в этой теме осталась на всю жизнь
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Елена и её путь в нашем любимом e-Learning.
Елена Тихомирова
CEO eLearning Center, автор канала Живое обучение
  • Как и откуда ты пришла в e-learning, кем успела побывать до этого?
У меня папа с 1992 года начал заниматься развитием дистанционного обучения в вузе. В 1999 году я пошла к нему работать, начинала с исследования вопросов авторского права в цифровых образовательных ресурсах. В 2002 году подала заявку на обучение в Нидерландах, собиралась идти на управление персоналом. Но меня там распределили на архитектора образовательных систем. Так я случайно стала педагогическим дизайнером и в этой теме осталась на всю жизнь. После обучения в МЭСИ (бывший Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, теперь часть РЭУ Плеханова) стала директором Центра проектирования контента. С моей первой командой там сделали первые 600 курсов без авторских средств, потому что их тогда просто не было. В 2003 году сделала компанию eLearning Center и с тех пор ее непрерывно развиваю.

А вообще я педагог в точно третьем поколении, может быть и больше, но история слегка умалчивает. Мой дедушка был преподавателем высшей математики в Тверском Суворовском училище, мама преподавала иностранные языки в Тверском университете и папа 25 лет был ректором вуза. Первая ученица у меня была в 12 лет, я соседку по даче летом тренировала по школьной программе. Так что я просто всю жизнь занимаюсь обучением, во всех формах и видах.
  • Кем ты успела побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Сейчас я генеральный директор компании eLearning Center. И еще основатель и организатор конференции Learning Elements. И автор курса про современное обучение взрослых и автор книг на эту же тему. Была директором Центра проектирования контента МЭСИ, там же — директором НИИ Управления знаниями. Стажировалась в Институте исследования качества образования в Нидерландах и в нефтяной компании, на позиции педагогического дизайнера.

Начинала по сути с администратора СДО и методиста. Кстати, администрировать первую свою систему, СДО Прометей, я очень любила. И очень переживала, когда управленческие задачи съели всё время и пришлось эту задачу отдать коллегам.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Больше всего на меня повлиял провал на первом курсе по педагогическому дизайну в Университете Твенте. Я его не просто завалила, а завалила с треском. Это заставило меня разбираться и вникать, и научиться учиться, потому что несмотря на то, что у меня к тому моменту было уже высшее образование, учиться я не умела. Потому что нас этому не учили. Мы умели хорошо запоминать и сдавать экзамены, а вот учиться — нет. Дальше — в основном книги про людей и про принятие решений и про экономику. Они меня стали завораживать с самого начала, потому что я понимала, как я мало знаю про мир и мне хотелось больше.

Если про людей, то тут в первую очередь папа, с его неуемным стремлением учиться и делать современное обучение. Еще — Эллиот Мейзи, с которым я познакомилась случайно в США, он стал моим другом и наставником, несмотря на то, что старше меня на 35 лет. От него я научилась видеть новое во всём и пробовать всё применять. И еще — не унывать, даже если очень сложно.

И, конечно, моя команда. Она у меня самая крутая. Даже все те люди, которые уже с нами не работают — они все друзья, коллеги и источник новых знаний и хорошего настроения.
Эллиот Мейзи
Эллиот Мейзи — эксперт в области образовательных технологий, которому приписывают изобретение термина «Электронное обучение» для описания онлайн-обучения. Он является одной из самых известных фигур в e-Learning и удостоен позиции № 1 в списке лидеров этой индустрии в 2017 году.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
У меня есть базовая подборка источников: eLearning Guild, eLearning Industry, работы Майкла Аллена. Есть отдельные эксперты, на которых я подписана. Кроме того, я стараюсь читать всё, что связано с обучением, поведенческой экономикой и современными исследованиями в области принятия решений. В книгах ищу не только пользу, но и других авторов, которых стоит прочитать. Любимые авторы: Дэн Пинк, братья Хизы, Дэниель Канеман, Адам Грант, Саймон Синек.

Но если честно, то собираю всё вокруг — книги, статьи, лекции, курсы. Всё, где есть что-то интересное.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
От людей. От обычных слушателей, которые проходят курсы у меня и в компаниях. От тех, кто занимается обучением. Ото всего вокруг, потому что в мире очень много интересного. Еще много выбираю из книг, которые к обучению не относятся — там всегда много нового есть для обучения.

Я уверена, что главный источник вдохновения, это открытость новому и умение смотреть на мир глазами новичка. Интеллектуальная скромность. Как только настраиваешься на то, что ты многого не знаешь и всегда есть что-то интересное, приходит самое классное вдохновение.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Тот, который точно подходит под задачу обучения. Я уверена, что у каждого инструмента есть свои сильные и слабые стороны, но если его правильно подобрать под задачу, то он будет отлично работать. Главное — цель и задача обучения и слушатели.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Самый сложный вопрос из всего списка. Мне нравится самая идея обучения взрослых. Я уверена, что сегодня взрослый не может не учиться, если хочет жить хорошую и полную жизнь. А современные инструменты делают обучение доступным и удобным. Я очень ценю гибкость и удобство.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Мне кажется, что это умение правильно ставить цели обучения и проектировать обучение, которое на эту цель работает. И еще, я думаю, что за 20 лет всё-таки научилась во многих учебных задачах видеть истинные цели и мотивы, то есть отвечать на вопрос «Что на самом деле должно быть в итоге?».

А еще конференция Learning Elements, потому что сегодня это такой большой профессиональный праздник и такое классное место для общения, которое я всегда хотела сама посещать. И я рада, что у меня вместе командой получилось его сделать. Ну и, конечно, компания, которая развивается и живет даже в самые непростые времена.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
У меня нет ничего такого, чтобы мне именно в e-Learning не нравилось. Это концепция, инструменты и технологии, они все нужны и важны. Мне не нравится, как вс` это иногда применяют. Не нравится, когда забывают о людях, о тех, кто учится. Когда убирают общение и коммуникации. Я не люблю асинхронное и изолированное обучение, когда человек сам по себе и ничего не может спросить или обсудить. Еще мне не нравится, когда создают проекты, в которых технологии ради технологий. И когда выбор технологий происходит только потому, что разработчикам или организаторам обучения хочется чего-то новенького и необычного. В такие моменты обычно забывают о том, что хотят люди, будет ли им удобно и комфортно.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
У меня все ответы получаются не про софт и не про сам e-Learning, а про методологию. Видимо, потому что это для меня действительно самое важное в обучении. Мне бы хотелось, чтобы мы все лучше понимали задачу обучения. И заказчики, и подрядчики, и методисты. Чтобы именно на это смотрели, анализировали и не жалели времени. Потому что сейчас кажется, что задача понятна и все сразу бегут и начинают делать продукт. А на самом деле это была не задача, а только ее первое прочтение, набросок. Материал ведь можно к любой теме сделать, а потому кажется, что надо уже скорее начинать и всё собирать.

На самом же деле часто получается, что первоначальная задача вовсе и не задача. И если покопаться, то там всё совсем иначе. В итоге всё быстро делается, а потом возникает большое разочарование — учиться не хотят, мотивации нет, ничего не применяют. А проблема вся в том, что на самом деле нужно было рассмотреть задачу внимательнее, задать вопросы, подумать и найти то, что на самом деле задачей будет. И быстро сделать, но уже то, что нужно в реальности. Мне бы очень хотелось больше внимания к задаче со всех сторон.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Если честно, то меня все устраивает. И речь не о том, что я не хочу развиваться. Очень хочу! Мне нравится всё, что я делаю, даже рутина и самые бытовые рабочие задачи. Но я хочу всё новое создавать по желанию и так, чтобы мне самой этого хотелось и я в это верила. Я точно поняла, что «взлетает» только то, во что мы верим, потому что только тогда мы можем всю энергию вкладывать в проект.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Попробую составить небольшой список:

  • Если вы хотите заниматься e-Learning, то помните, что это всегда про людей, а не про технологии. Технологии — это только способ доставки нужного людям. Люди и их задачи — самое важное.
  • Изучайте методологию обучения взрослых. Какую бы задачу в обучении взрослых вы бы ни решали, вам нужно будет понимать, как взрослые люди учатся. Даже если вы дизайнер, это тоже важно.
  • Максимально развивайте кругозор и читайте книги (и что угодно еще) про людей. Про то, как они думают, как решения принимают, как ошибаются и как вообще живут. Тогда вам будет намного понятнее, кого вы учите и как это сделать.
  • Помните, что вы будете ошибаться и это нормально. Ошибайтесь, анализируйте ошибки, учитесь и идите дальше. Самое лучшее, что может случиться — это ошибка. Она дает возможность всё сделать иначе.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме