LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста e-Learning: Сергей Замараев

02.10.2023
Андрей матюков
Из верстальщика электронных курсов в разработчика софта для eLearning
Сергей начинал с верстальщика и за 14 лет в EdTech запустил ряд продуктов на рынок:
  1. Система аналитики дистанционного обучения Coursometer.ru
  2. Система разработки курсов Courseditor.ru
  3. Сервис по переводу видео и аудио в текст Any2text.ru.
Сергей Замараев
Директор по продуктам в компании ЦРММ
  • Как и откуда ты пришёл в e-learning, кем успел побывать до этого?
Так получилось, что с первого курса университета я попал сразу же в e-Learning. Это была компания ELC. Я сразу пришел на место разработчика курсов. Кем успел побывать до этого? Ну, по сути, только школьником.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Наверное можно вот так изобразить мою карьерную лестницу. Младший разраб, старший разраб, тимлид, руководитель отдела, менеджер проектов, продакт-менеджер, директор направления продуктов по сей день.

Начинал я с обычного верстальщика слайдов (человек, который накидывает на слайд выданную ему информацию). Тогда, в 2007−08 годах это ещё был Flash. Я собирал во Flash’е слайды, анимации, различные интерактивы. Всё начиналось с простой, банальной вёрстки.

Затем, так как я параллельно учился на программиста, начал применять эти навыки и во Flash. Программировал лабораторные по химии, например, с переливанием реагента из одной пробирки в другую. Всё больше уходя в программирование, в какой-то момент выпустили несколько деловых игр. Одна была даже онлайн-адаптацией настольной игры на несколько игроков. В общем было очень интересно, но очень тяжело! Практически нон-стопом целый год разработки. Тонна кода. Под конец был выжат как лимон.

Где-то на этом же этапе стал руководить отделом разработчиков. Далее параллельно вёл проекты, работал с клиентами. Так прошло еще несколько лет, и… решил, что хочу заниматься продуктами. Умений и знаний по всем направлениям мне уже хватало. Первым стал Курсометр, далее Курс Эдитор и вот недавно any2text.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Очень хочу отметить несколько человек, благодаря которым я вообще попал в eLearning — это Елена Тихомирова, Илья Бовт и Андрей Колоденский. Это было начало сентября первого учебного года в универе. Андрей отчитал лекцию про какой-то там eLearning, чтобы оно не значило. Мы с группой весело провели лекцию, сидя на галёрке. И в конце прозвучало: «Если кто-то заинтересован в работе, подходите». Я подошел. В тот же день приехал к ним в офис. Пока поднимался по лестнице, встретил Илью, он был тимлидом у разработчиков. Мы с ним поболтали, я показал, что умею. Тут же получил предложение работать. Даже собеса толком не было. Но на выходе уже встретил Елену, Андрея и тут уже небольшое собеседование всё же случилось.

Вот такой старт! Думаю, что без этих людей в eLearning бы меня не было.

А вот именно рост в профессии я получил от команды ЦРММ. У меня был интерес в развитии, а ребята дали мне возможность развиваться. Отдельно, кстати, хочется сказать спасибо Максиму Шумскому. Фактически он меня пригласил в ЦРММ.
  • откуда ты черпаешь знания для e-learning?
Отовсюду! Чаты, люди, статьи, видео, отчеты. При этом хочется подчеркнуть, что знания для e-Learning я чаще всего беру не из e-Learning чатов. Как пример, внедрение ИИ в Course Editor. Увидел, как это делает один из сервисов для SMM. Списались с владельцем, поболтали. Обсудили, какие есть сложности, что чаще всего используется. Дальше уже думал о том, как это преподнести для нашей сферы.
  • откуда ты черпаешь вдохновение для e-learning?
У меня есть отдельный чатик, где вся наша команда собирает обратную связь от наших пользователей по всем продуктам. Вот оно вдохновение! Каждый день получая новые отзывы о том, как понравилось и чего бы еще хотелось — это и есть моё вдохновение, чтобы делать текущие продукты ещё лучше, создавать новые продукты, которые будут полезны для людей!
  • Твой любимый софт в e-learning?
Сейчас чуть ли не на ежедневной основе я пользуюсь any2text и отдельно GPT. Это ОЧЕНЬ меня ускоряет. У меня все встречи проходят с записями. Далее из аудио получаю текст в any2text и затем формирую выводы через GPT. Это конечно не направленный на e-Learning софт, но считаю, что он станет в итоге незаменимым. Даже ответы на эти вопросы и проговорил голосом, а далее получил их текстом, попросил GPT проверить на грамотность и убрать слова паразиты, которые часто употребляются, когда диктуешь голосом.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
То, что e-Learning не стоит на месте. На самом деле кажется, что крутимся на одном месте. В разработке курсов, грубо говоря, есть контент, документы, какие-то бумажки, не важно. И каким-то образом надо донести информацию до человека на рабочем месте. Может показаться, что год от года это не меняется, просто меняются способы донесения. И вот это, наверное, самое главное. Как максимально эффективно донести информацию до сотрудника на рабочем месте или человека желающего получить новые умения/знания. Как думаете загрузка информации в мозг (как в матрице) далеко?

Вы только гляньте сколько обвесов вокруг обычной методички! Методичка — слишком много текста. Люди устанут читать, точнее совсем не будут. Давайте сделаем слайды — разобьём информацию на смысловые блоки, так будет восприниматься лучше. Но часть пользователей учатся с телефона! Хорошо, тогда лонгриды, а лучше видео курс. И обязательно геймификацию, чтобы завлечь. Пусть люди бегают по комнатам и кликают по элементам, так они будут собирать заветные звезды и получать необходимый кусок информации. А также развилки, разные ветки обучения.

А потом приходит GPT. И теперь давайте всю информацию запихнем в него и пусть он отвечает на вопросы сотрудника. Кодить пусть учит. Весело! Что ни день, то что-то новое.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Мой главный успех в e-Learning — это разработка и успешный выпуск на рынок продуктов Coursometer, Course Editor и any2text. Это как ребенка выносить и выпустить в свет, а дальше не дать ему упасть, поддерживать и помогать. Очень сложно, много нервов уходит.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
В области обучения меня, пожалуй, больше всего беспокоит недостаток качественного контента и практической пользы для учащихся. Курсы «успешный успех» или «осознанная осознанность», которые дурят людей и требуют финансовые затраты, вызывают мое недоумение. Курс «Как стать миллионером» стоимостью в 10 000 рублей. Собрались ученики, а Аяз им говорит: «Ну вот учитесь, я с вас 1 млн поднял».

Я хотел бы видеть изменения в этом направлении, чтобы обучение стало действительно полезным и эффективным.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
В сфере e-learning я бы хотел видеть изменения, направленные на создание качественного и полезного контента, который помогал бы учащимся развиваться и достигать результатов, а не просто тратить деньги на неэффективные курсы. Также было бы здорово, если российские разработчики смогли б создать продукты, которые стали успешными на мировом рынке и конкурировали с лидерами отрасли.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Думаю, что это можно назвать одним словом — «Признание». Хочется признания, что действительно команда российских разработчиков создала софт, который на общем мировом рынке очень известен и используется. И ключевое — нравится и приносит пользу. Хочется, чтобы нашего отечественного становилось больше.

Инструменты (сервисы), помимо решения проблемы, должны быть понятными и удобными.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Не люблю давать советы… НО есть опыт, которым я бы хотел поделиться.

У меня в голове отложилась одна очень поучительная история, и она постоянно всплывает перед глазами. Году в 2012-м делали курс для Почты России. Тогда был бум курсов бродилок. Создали персонажа, который бегает по почтовому отделению и, подходя к конкретному объекту (кассе, например), рассказывает пользователю об этом объекте и том, как он работает.

Прошел пилот. Очень всем понравилось! Конечно, заказчик доволен! У них самый лучший курс в мире. Далее шло обучение и сотрудники начали выдавать низкую оценку. С одной простой просьбой: «Дайте нам просто инструкцию, мы прочитаем и продолжим свою работу».

Здорово, что мы с вами можем сделать супер 3D-проекты с развилками, бродилками, звездочками, но надо ли оно? И это очень важный момент, задумываться о нашем конечном потребителе и давать ему действительно то, что ему нужно.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме