К основному контенту
LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста

e-Learning: Карен Саркисов

20.11.2023
Андрей матюков
Как DJ стал экспертом e-Learning с планами создать свой революционный EdTech-продукт
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Карен и его путь в нашем любимом e-Learning.
Карен Саркисов
e-Learning эксперт
  • Как и откуда ты пришёл в e-learning, кем успел побывать до этого?
В e-learning попал совершенно случайно. Я учился в МЭСИ, первом ВУЗе страны, который начал использовать технологии дистанционного и электронного обучения. Учился на аналитика в рекламе. После учебы подрабатывал DJ-ем и организатором вечеринок. Клуб, в котором я работал, закрыли. Я подумал, что это знак и надо искать работу по профессии. На дворе был 2007 год. Рекламный бизнес, предчувствуя надвигающейся кризис, начал закрывать стажерские программы. В это время я получил предложение войти в команду отдела поддержки электронного обучения в моём университете. Я ничего не знал об этой сфере, но мне обещали всему научить. Я согласился. И вот уже 16 лет как я живу этой прекрасной отраслью.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
За это время я успел поработать практически во всех ролях. Я был специалистом отдела поддержки электронного обучения, методистом и разработчиком курсов, руководил отделом методологии, управлял проектами по внедрению e-Learning и автоматизации функции обучения и других HR-процессов. Сейчас я занимаюсь консалтингом и веду проекты для компаний.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Работа на каждом проекте формировала меня, как профессионала. Работа в университете, под руководством Татьяны Козловой, научила меня любить пользователей, думать об их нуждах и проблемах на этапе проектирования и запуска. В немецкой фармкомпании я узнал, что такое HR и управление талантами, как e-Learning помогает компании в достижении целей и задач. В Живом обучении, под руководством Елены Тихомировой, я научился думать форматом проекта, управлять бюджетами. И снова думать о потребностях и ожиданиях, погружаться в проблематику, искать максимально лучшее решение не только для заказчиков, но и сотрудников, для которых создаются курсы. И, конечно же, глубже разбираться в методологии и проектировании учебного контента.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
С одной стороны, на меня влияли мои руководители, коллеги, да и сами проекты. Но с другой стороны, с самого первого дня я очень много читал профессиональной литературы, изучал опыт западных коллег. И продолжаю это делать по сей день. А еще я очень люблю эксперименты. Эмпирические исследования дают огромные практические знания и опыт.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
Для хорошего эксперимента и гипотезы необходимо вдохновение. И мне не приходится его долго искать. Моя профессия очень точно попадает в мою жизненную миссию: влиять и быть сопричастным к позитивным изменениям в нашем мире. Меня вдохновляет сама жизнь. Я рассказывал об этом на конференции LearningElements «Вдохновение». Буквально всё вокруг заряжает меня. Люди, фильмы, книги, проекты, природа, спорт. Каждый день в мире происходит бесчисленное количество событий. Иногда просматривая ленту какой-нибудь соцсети или читая новости, может появиться необычная идея.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Любимого софта нет. За 16 лет я работал со множеством систем и программ, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тут, скорее, важнее разобраться с сущностями процессов. Эти знания позволят очень быстро вникнуть в любое ПО. И как результат — способность подбирать правильный софт для решения той или иной задачи.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
E-Learning — это прекрасный способ учиться. Благодаря ему мы можем не только учиться в любое время и любом месте. Самое главное, хороший, качественный электронный курс поможет заложить основу навыка, отработать его в самых безопасных условиях с полным погружением в контекст. Наглядный пример эффекта настоящего e-Learning был показан в фильме Gran Turismo, основанный на реальных событиях. Настоятельно рекомендую!
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Я считаю большим достижением проект, результат которого принес максимальную пользу и результативность заказчику. При этом личное достижение — это когда ты делаешь то, чего не делал раньше. Реализованный проект с вызовом — это всегда достижение.

Сложно выделить одно достижение. Каждый проект по-своему для меня был вызовом. Было и масштабирование СДО, и запуск дистанционного обучения на 22 филиала университета, выстраивание процессов и запуск LMS на 25 компаний холдинга, и, само собой, разработка уникальных электронных курсов.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
В электронном обучении, когда ты в роли обучающегося, бывает очень одиноко. Не хватает эксперта, у которого можно уточнить интересующий вопрос.

Очень не нравится, что на рынке появилось много некомпетентных специалистов, которые делают очень слабые проекты. Хуже всего то, что и учиться они не хотят. Многие до сих пор ошибочно считают, что СДО и LMS — это одно и тоже. Не нравится, что условно часовая видеозапись с экспертом и презентацией называется курсом.

Не нравится и то, что начали появляться сгенерированные нейросетями курсы. По мне так это безответственно и безнравственно по отношению к слушателям этих курсов.

Не нравится, что e-Learning, как процесс, отделяют от очного обучения.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
На мой взгляд, нужно вводить обязательные отраслевые стандарты, обучение и сертификацию. Пока не сдашь экзамен, работать в области e-Learning не можешь. Это главное изменение, которое необходимо электронному обучению в нашей стране.

Изменения нужны и в требованиях к e-Learning специалистам. В большинстве компаний ожидается, что e-Learning-менеджер должен уметь запустить LMS, разрабатывать электронные курсы под ключ, автоматизировать все возможные HR-процессы на LMS, быть тренером и много чего еще. А это неправильно. Для e-Learning проекта нужна команда.

Ещё было бы не плохо, если бы появилось 2−3 новых инструмента разработки электронных курсов.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Как мне кажется, у специалиста в области электронного обучения нет цели, есть только путь. А на самом деле, я хотел бы, чтобы результат моей работы был действительно полезным. И конечно, хотелось бы запустить свой EDTech-проект с революционным продуктом.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Полюбите людей, для которых вы работаете. Учитесь много. Читайте много. Научитесь задавать вопросы и развивайте в себе любопытство. Никогда не довольствуйтесь тем, чего уже достигли. Каждый реализованный проект уже в прошлом. Проанализируйте его, поймите, что можно сделать лучше или иначе в следующем проекте. Экспериментируйте.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме