LIFEL
рекомендует

Доверие Learning Elements словами участников

12.06.2023
Андрей Матюков
Обзор главной конференции корпоративного обучения
Формат проведения Elements — шесть параллельных потоков без трансляций — натолкнул меня на нестандартный подход к обзору. Кроме собственных наблюдений, я обратился к помощи других участников конференции. Ведь любое мероприятие строится 50/50 — усилиями организаторов и участников. Первые всё обеспечивают, вторые наполняют и оживляют собой. Поэтому сообща обзор получился более объективным, ведь сколько людей — столько мнений.

А обратиться напрямую к участникам помогло приложение, сопровождающее Learning Elements, в котором можно видеть информацию обо всех участниках и писать им напрямую. В связи с чем, не могу вновь не вспомнить добрым словом продукты компании «Ивентишес» — Talent.Rocks и Event.Rocks, которые предоставляют весь этот удобный функционал проведения мероприятий.

Что касается основных тем минувшей встречи экспертов, то это — важность человеческой поддержки и доверия в обучении. Идейный вдохновитель конференции Елена Тихомирова поднимала эти вопросы на двух прошлых встречах сообщества Digital Learning, о чем можно почитать в моих материалах «Онлайн-обучение без сопровождения — деньги на ветер» и «Про тренды в обучении и доверие им — глазами Digital Learning». Более детально на них остановились и на Learning Elements 2023, но об этом чуть ниже.

Про настроение Elements

Отдельно остановлюсь на том, как Елена с командой elc продумали сплачивающие активности, которые и объединяли импровизированные команды, и поднимали настроение всем собравшимся. Посмотрите хотя бы на то, как проходила сессия вопросов и ответов!
Elearning Elements, Learning Elements, Елена Тихомирова, elc
В ней нельзя было отсидеться, хотя бы потому что большой веселый мяч мог упасть на голову. Поэтому разминка с поворотами и подниманием рук была обеспечена всем — отличная зарядка на два продуктивных дня! Суть же этого, кроме самой физической активности, состояла в том, чтобы собравшиеся за столом сообща сформулировали вопрос, связанный с обучением, который, наклеив на шар, отправляли кому-то за соседними столами. Благодаря такому Learning-волейболу участники и размялись, и пообщались. Отличная придумка!

Не менее веселой и командной оказалась активная пауза с постройкой башни из… спагетти!
Elearning Elements, Learning Elements, Елена Тихомирова, elc
Кроме того, был момент с заполнением ватманов ответами про любимые фильмы, книги и т. п., которые Елена будет периодически публиковать в Телеграм-канале «Живое обучение». И к тому же, было достаточно перерывов и фуршета после первого дня, чтобы вдоволь наобщаться с единомышленниками.

Каждую из глав я по возможности дополню мнениями участников, и для этой к месту будут слова Полины.
  • Полина Баранова
    ТаймЛизинг (Новосибирск)
    Конференция была очень полезной! Во-первых, было место для обсуждения всех значимых трендов и новых реалий сферы. Во-вторых, очень удобно было то, что всё разделили на блоки — можно было выбрать то, что актуально сейчас для меня и конкретно моей компании.

    Нетворкинг — восторг! Такое масштабное мероприятие дает ощущение уверенности в том, что сфера обучения персонала популярна и находится на пике развития! После моего выступления подходили знакомиться и задавать вопросы очень классные эксперты из разных компаний, которым откликается моя тема, и ребята из схожих сфер. Мне удалось собрать много полезных контактов, которые я обязательно буду поддерживать!

Про важность другого человека в обучении

Открывала конференцию пленарная секция, гостями которой были: Дмитрий Волков (Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ), Оксана Фетисова (VK), Ирина Германова (ГАУ ИДПО ДТСЗН), Тимур Соколов (The Team), Эльдар Джафаров (Braining Group). Сначала поделюсь основными мыслями, которые я сам выделил.

  • Гибрид в обучении невозможен, если часть аудитории сидит в классе, а другая онлайн, то в итоге все захотят перейти в онлайн.
  • Просто отдать информацию можно, но это сработает только при продажах. Для обучения нужна рефлексия.
  • Фоном — это не обучение, нужна ручка, тетрадка.
  • Только навыкового обучения не всегда достаточно, сначала нужно дать понять, что именно изучается.
  • Любое обучение без обратной связи невозможно.
  • Если человек учится, то у него возникают вопросы.
  • Если некому задать вопрос, то теряется качество.
  • Обучение без взаимодействия — это просто в мероприятие.
  • Старый визуал смотреть не хочется.
  • Тимлиды не хотят учиться на программе с приставкой в названии «джун-».
  • Если не идут в обучение, то сходите туда сами, проверьте.
  • Другой человек в обучении нужен для того, чтобы понять, чего ты не знаешь.
  • Полученную информацию нужно прожить.
  • Лучший способ научиться — начать учить самому.
  • Важна роль человека в момент практики.
  • В групповой работе можно учиться у других.
  • Но иногда другой человек может в обучении мешать, если у обучающегося личное прошлое связно с детским буллингом.
  • Люди платят только за решение своих проблем: временем, вниманием, энергией.
  • Причины ухода из компании: не ценят лично, проект, компетенцию.
  • Когда человека благодаришь, он начинает раскрываться.
  • Не манипулировать, а коммуницировать.
  • Не врите, что в обучении будет легко, скажите сразу, что будет интересно, но тяжело.
  • В корпоративном обучении мы не следим за обещаниями.
А дополнить этот список мне помогла Ольга.
  • Ольга Искандирова
    Открытый портал (Санкт-Петербург)
    В этом году конференции исполняется 15 лет, и это примерно столько же, сколько я занимаюсь обучением взрослых. Вот тезисы, которые бы я отметила из пленарной секции, в которой участники рассуждали о том, почему с таким огромным скачком в цифровизации роль обучающего человека по-прежнему важна.

    • Человек обучается, когда он узнает что-то, чего не знает.
    • Человек обучается не когда что-то делает, а когда думает после того, что он делает.
    • В обучении софт-скиллам, где нет верных ответов, важна поддержка сообщества единомышленников.
    • Привлечение в качестве спикеров «селебрити» помогает сотрудникам, давно работающим в профессии, понять зоны своего «незнания» и повысить мотивацию к обучению.
    • Человек к обучению должен созреть, у него должна появиться осознанная необходимость получить конкретный навык, и именно тогда ученик приходит к наставнику.
    • Отсутствие мотивации к обучению имеет более глубокие корни, чем мы привыкли думать — иногда это негативный прошлый опыт, идущий со школы.
    • Все, что мы можем сделать, это дать свободу ученику идти за своими потребностями в обучении, и это можно сделать через предложение разных форматов обучения и формы контакта.
    • В обучении управленческих команд важна коммуникация.
    • Коммуницировать с учениками нужно на понятном им языке.

Про оформление курсов

Для меня всегда важна не только внутренняя составляющая товара, но и его внешний вид, это касается и обучающих продуктов. Поэтому лично для себя я выбрал ряд выступлений про оформление контента. В частности, послушал таких спикеров, как: Анастасия Анисимова (Газпромбанк), Анастасия Симон (Websoft), Алина Чернышова (Корпоративная Академия Росатома), Евгений Ильиных-Курса (СберМаркет).

  • Для нас важно, чтобы было красиво. Если некрасиво, может даже казаться, что неудобно.
  • Разогревают интерес к обучению минутные трейлеры курсов.
  • Учебная программа в виде интерактивного ситкома.
  • На внешнюю разработку отдаём только курсы, которые год точно не нужно будет актуализировать.
  • Усвоение зависит от подачи. Не сработает, если будет: незаинтересованно, монотонно, безэмоционально.
  • Люди любят глазами.
  • Современный обучающий продукт = Упаковка + Содержание + Коммуникация.
  • Дизайн продукта помогает выдерживать конкуренцию за внимание.
  • Контент должен быть простым, привычным, презентабельным.
  • Ищите вдохновение в мобильном GameDev и индустрии рекламы!
  • Ученик должен быть готов посвящать время обучению, а не тратить его.
  • Единые правила расстановки акцентов помогут избежать визуального шума.
  • Дизайн обязательно должен быть согласован с заказчиком.
  • Наличие UI-kit — гарантия того, что интерфейс будет согласованным.
В этом разделе я приведу мнение Елены.
  • Елена Медведева
    НПО Криста (Ярославль)
    Конференция началась с доклада «Человеку нужен человек», и этот посыл был слышен в выступлениях всех спикеров. Основные тезисы, которые я услышала на посещённых секциях:

    • Ироничная шутка о боли сотрудника по теме обучения помогает добиться персонификации. То есть пользователь начинает понимать, что это действительно про него.
    • Не нужно скупиться на эмоции. Сухие напоминания, оповещения, новости и т. д. больше не работают. Коммуникация должна быть яркой и вовлекающей. В мире, где информационные потоки сквозят из каждой щели, нужно выделяться.
    • Пользователи хотят красивые и яркие, но при этом достаточно простые по дизайну курсы. Сотрудники перенасытились видеть нарисованных персонажей. Реализм, 3D и фотографии — залог хорошего и запоминающегося курса.
    • Эксперты начинают играть все большую роль. Пользователи хотят их знать. Поэтому нужна некая реклама, чтобы показать экспертность экспертов.

Про необходимость в эксперте

Обратите внимание, последний пункт вышеприведенного списка Елены — про экспертов. Этой темой и продолжим обзор. Тем более, что была целая секция, посвященная им. Вот, что мне запомнилось из выступления Елены Киреевой (Корпоративный университет РЖД):

  • Проблемы курса без эксперта: поверхностность, шероховатость, сомнения.
  • Сильный контент = Методическая компетентность + Экспертиза.
  • Экспертный контент = Практика + Эмоции.
  • Не должен нарушаться принцип приоритета содержания над формой.
  • Хотя бы первый контакт с экспертом лучше провести в очном формате.
  • Эксперт необходим при определении целевой аудитории, цели и задач, примеров, кейсов, историй.
  • Чем можно мотивировать экспертов на контакт кроме денег? Тщеславием!

В той же секции Юлия Дегтярёва рассказала о школе методистов в рамках Технического университета УГМК. И отдельным разделом при подготовке новых методистов является как раз работа с экспертом. А результат работы школы наглядно виден в реальной экономии средств. После создания курсов методистами, обученными Юлией, предприятия холдинга сэкономили более 5 млн. рублей!

По горячим следам поинтересовался у Юлии её впечатлениями о конференции.
  • Юлия Дегтярева
    Технический университет УГМК (Екатеринбург)
    Формат мероприятия очень понравился! Особенно, что это не просто конференция, а, как сказала Елена, праздник для E-learning-специалистов.

    В эпоху бесконечного «инфошума» было очень ценно пообщаться с большим количеством настоящих профессионалов, которые действительно думают о том, как сделать качественное обучение. Узнать опыт других компаний, посмотреть на вопросы под другим углом!

Про практику в обучении

О необходимости результативной практики в обучении рассказали Карен Саркисов (eLearning-эксперт) и Екатерина Голомшток (Nova Studio). Вот что подчеркнул в их выступлениях:

  • Сколько курсов надо пройти, чтобы научиться плавать?
  • Сначала нужно продумать действие от цели, а затем дополнить её теорией, но не наоборот.
  • Понять, с какого уровня Пирамиды Блума будет практика.
  • Мозгу тяжелее имитировать, поэтому лучше работает практика, привязанная к реальным задачам.
  • Избегайте непонятных механик.
  • Ставьте цели для каждого этапа обучения.
  • Правильные действия — это следствие правильного мышления.
  • Правильное мышление строится в последовательности: Знание, Вера, Убеждение, Привычка.

Кстати, скоро Екатерина проведёт вебинар, на котором более подробно расскажет об ошибках проектирования практики в курсах.
Elearning Elements, Learning Elements, Елена Тихомирова, elc
Фрагмент презентации Карена Саркисова

Про сторителлинг

В этой теме приведу мысли, которыми поделились Ольга Чуворкина (Синхронизация) и Вячеслав Морев (Ozon).

  • Сообщение без контекста непонятно.
  • Если рассказ не о слушателе, он не будет его слушать.
  • История должна побуждать: либо здесь и сейчас, либо никогда.
  • Истории всем знакомы с детства.
  • Через истории мы идентифицируем себя.
  • История — мысленное моделирование, которое активизирует работу нашего мозга.
  • Говорим про вкус, ощущаем вкус, читаем про звук, представляем звук.
  • Не нужна дидактика в истории, не надо говорить «Не делай!», подвели к этому рассказом.
  • История связывает теоретический материал с миром реальности.
  • История упрощает понимание и интерпретацию факта.
  • Лучше всего истории подходят для новичков, осваивающих профессию.
  • Эмоция вызывает доверие на биохимическом уровне, повышая «гормон привязанности» — окситоцин.
  • Посмотрите на проблему сверху.
Elearning Elements, Learning Elements, Елена Тихомирова, elc
Фрагмент презентации Вячеслава Морева

Про цели и оценку эффективности

На выступления про цели обучения и оценку эффективности я не попал, но этот пробел мне помог восполнить Евгений, отзыв о конференции которого не менее исчерпывающий, чем его собственное выступление.
  • Евгений Курса
    СберМаркет (Томск)
    На целых два дня мне выпала возможность оказаться на конференции LEARNING ELEMENTS, где в окружении настоящих профессионалов сферы обучения с вдохновляющим бэкграундом, а также полезными выступлениями и мастер-классами, мне удалось почерпнуть много полезного для проектов отдела обучения СберМаркет, а также моей группы разработки электронного контента в частности. При всём этом хочется отдельно отметить и поделиться впечатлениями о тех выступлениях, которые мне запомнились больше всего.

    В первую очередь, это погружение вместе с Харитоновой Натальей в оценку эффективности обучения. Начиная от первого уровня по Киркпатрику и заканчивая оценкой обучения в деньгах, запрос на которое сегодня встречается в бизнесе всё чаще и чаще, важно в самом начале понимать не только ожидания бизнеса, но и его готовность к встраиванию системы оценки обучения в свои бизнес-процессы. Как пояснила Наталья, уже на первых этапах работы можно обнаружить, что некоторые заказчики не готовы к структурной и методичной работе с аналитикой, а значит, и не готовы к построению по-настоящему эффективной системы оценки обучения в принципе.

    Благодаря выступлению Кашицыной Ксении удалось узнать не только особенности запуска систем обучения в компаниях с самого нуля, но и мысленно вместе пройти все этапы внедрения. Ксения не раз отметила, насколько важно для специалиста по обучению понимать цели и интересы не только бизнеса и сотрудников, но и свои как специалиста по обучению. Понимая это, ещё на самом старте возможно минимизировать возможные риски, отработать возражения бизнеса, а также сформировать реальные и положительные ожидания у всех стейкхолдеров процесса, что позволит намного быстрее внедрить и запустить систему обучения в компании.

    Во время мастер-класса Кемаева Олега по визуализации смыслов мне сразу вспомнились основы семиотики из университета. Каково было моё удивление, когда я увидел, как такую серьезную теорию Олегу удалось понятным и простым языком переложить на создание обучающего контента. Во время мастер-класса мы вместе с другими участниками потренировались упаковывать нематериальные и абстрактные понятия в простые и узнаваемые иллюстрации, которые возможно легко встроить в любой обучающий контент. Другими словами, теперь я владею магией «упаковки смыслов».

    В заключение хочу отметить завершающее конференцию яркое выступление Тихомировой Елены о влиянии доверия на результат обучения. Во время него меня ни на секунду не покидало чувство, что все два дня конференции, когда абсолютно разные спикеры в своих выступления затрагивали такие понятия, как эмпатия, прозрачность, синхронная коммуникация с сотрудниками и т. п, в действительности же неосознанно говорили и имели в виду именно доверие. Доверие есть более глубокое понятие, которое отражает всё человеческое существование в принципе. Именно поэтому доверие является не просто важной, а обязательной составляющей любого эффективного обучения сотрудников.

Про глубинные подходы в обучении взрослых

Увлекательной была секция про нейрофизиологию и психологию обучения. Всегда интересно находить новые ответы на вопросы: как правильно обучать взрослых и почему не всегда это получается. Здесь актуальна будет обратная связь от Татьяны. А реализация её задумок поможет разобраться в этих вопросах даже тем, кто пропустил данную секцию.
  • Татьяна Еремина
    Сибур Диджитал (Москва)
    Конференция мне очень понравилась. С точки зрения контента были интересные спикеры, совершенно точно могу это сказать о секции про менторство. Это первая конференция за последние два года, где я активно фотографировала слайды, потому что они очень полезные! И учитывая то, что вокруг меня всегда очень большое количество людей, то на конференциях я всегда со всеми общаюсь и охотно даю свой контакт. Но сама не всегда беру чужие визитки, а конкретно на этой конференции были какие-то просто уникальные люди, с которыми хотелось обмениваться контактами. И в 90% докладов, на которых я здесь была, у меня действительно был живой интерес к спикерам и к тем, кто подходил ко мне с вопросами. В последнее время я стала ловить себя на том, что мне по работе как будто бы нечему учиться. Учиться хочется, но живого интереса к чему-то конкретно нет. И на эту конференцию я шла, как будто в таком небольшом профессиональном выгорании, и там мне хотелось просто кайфово провести время, самой выступить, промодерировать секцию, посмотреть на знакомых людей, может быть с кем-то познакомиться. И это удалось!

    Но самое крутое, что я реально поняла, что я хочу научиться делать презентации смыслами, как это делает компания «Смыслотека». Очень понравились доклады про нейроандрагогику, только не хватило структурности и полноты выступления из-за нехватки времени спикерам. Но мне сразу же захотелось пройти курсы по этой теме, я моментально нашла их в МГУ, нашла их видео на youtube. И решила, что запишу несколько подкастов с этими спикерами. Захотелось сделать с ними воркшоп или какую-то коллаборацию.

    Что мне понравилось в организации конференции. Я за здоровое питание и в целом здорово, что не было какой-то супер нездоровой еды, и даже десерты были достаточно легкие. Очень важно, что было большое пространство без толкучки и очередей, которые ужасно портят некоторые другие конференции. Всё было понятно расписано — куда идти, шикарные раздатки, а в этом блокноте хочется сразу начать писать. Из всех конференций, на которых я была, наверное, это лучшая.
А на поведенческую науку обратила внимание Ксения.
  • Ксения Беспалова
    АО «Тандер» (Нижний Новгород)
    Была очень насыщенная конференция. Из нового и полезного лично для меня было участие в секции «Что сказал Канеман, или применение Поведенческой науки в обучении». Может потому, что тема довольно новая в обучении, может потому, что психолог к психологии больше тянется))). Если серьёзно, то мы обсуждали мысль учёта влияния внешней среды и уровня тревожности на человека. На человека влияют, ТикТок, Ютуб, блогеры, игры, видео, сериалы и т. д.

    Мы, как супер сотрудники корпоративной Академии, думаем, что это никакого влияния не оказывает, и мы можем спокойно навязать свою корпоративную культуру и свой стиль подачи контента. Но это большая ошибка, ведь люди приходят к нам с уже сформировавшимися убеждениями, своим видением процессов, выполнением задач. И не учитывать то, что было заложено в их головах до прихода в компанию к нам — это игра в русскую рулетку, по сути: выстрелит контент или не выстрелит. Лично для себя я отмечу важность оценки внешней среды, того, что формирует у человека убеждения. Это даст возможность быть ближе к пользователю, говорить на понятном ему языке, сразу включать и отсекать ненужную или не правдивую информацию, полученную извне.

И ещё немного про доверие в обучении

Елену Тихомирову лучше слушать живьем, чтобы прочувствовать весь её посыл и экспертизу, поэтому позволю себе лишь несколько фраз:

  • Доверять становится сложнее, слишком много подделок.
  • Доверие — это актив, как материальные ценности.
  • Доверие позволяет обрести уверенность и открытость, а также избавиться от стресса.
  • Доверие снижает затраты и повышает качество обучения.
  • Последствие недоверия — необходимость постоянной мотивации к обучению.
  • При доверии не надо удивлять и поражать.
  • Доверие — дорога с двухсторонним движением.
  • Чем логичнее, тем больше доверия.
  • Если научите есть с ложки, не ждите, что ученик будет есть сам.
  • Поощряйте поиск и незнание фактов.
  • Говорите про обучение.
  • Обещали научить — научите!

Подробнее о доверии в обучении и многом другом эксклюзивно-интересном читайте в Телеграм-канале «Живое обучение». А это — та самая ментальная карта, по которой вела своё выступление Елена.

Заряд энергией Elements

А заключительную главу обзора хочу начать со слов Ксении и Елены.
  • Ксения Даденкова
    Умскул (Санкт-Петербург)
    Learnng Elements — вау! Это была моя первая конференция, на которой было множество супер-разных спикеров. Безумно понравились все эти два дня, классно находиться в кругу единомышленников!

    Сейчас голова кипит от большого количества новой информации, идей, очень круто, что люди показывают другую точку зрения, другую сторону, показывают, как можно по-другому.

    Честно говоря, я счастлива, что была все эти два дня с потрясающими коллегами, ведь действительно, человеку нужен человек, который покажет, как можно расширить кругозор и вместе прийти к чему-то более классному, чем есть сейчас.

    Елена — невероятный спикер! Она показала нам, что без доверия, без других людей, очень сложно добиться тех высот, о которых ты думаешь.

    Мне больше всего запомнились следующие моменты:

    • Доверие и прозрачность во всем.
    • У каждого человека должен быть выбор — учиться ему или нет.
    • Множество различных вариантов того, как можно обучать.
    • Грамотно и красиво говорить — сложно, но можно! Нужно только начать и не бояться.

    Спасибо всем, кто вложил частичку себя в это невероятное событие! Я ушла с кучей позитивных эмоций и множеством идей, которые буду реализовать, и, конечно же, крутых знакомств!
  • Елена Киреева
    Корпоративный университет РЖД (Москва)
    Конференция Learning Elements 2023 в очередной раз подтвердила: для меня это гораздо больше, чем learning, скорее essential elements, то есть жизненно важные элементы среды обитания. Без них сегодня уже невозможно представить своё профессиональное, да и личностное развитие. Как методист, я наметила для себя довольно плотный трек по секциям, касающийся разработки курсов, хороших текстов, сторителлинга и создания лонгридов. Но благодаря великолепной организации успела ещё много всего: например, посетить презентацию по навыкам будущего и поучаствовать в горячей дискуссии профессионального сообщества о том, как остаться востребованным специалистом в эпоху господства нейросетей.

    Уникальная особенность Elements в форматах живой коммуникации: здесь предусмотрено всё до мелочей, чтобы «друг об друга» думать, спорить, обсуждать, придумывать. Но не вместе с теми, с кем работаешь каждый день, а с теми, кого почти не знаешь. Разный опыт, разные точки зрения, при этом возможность говорить есть у каждого, а не только у того, кто на сцене. На этой площадке нет слушателей, все — полноценные участники. Здесь всегда наибольшая концентрация креативных людей, которые мыслят будущим, которые ДОВЕРЯЮТ Learning Elements, и это очень здОрово!