О юбилейной конференции электронного обучения компании iSpring

iSpring Days 5 – вовлечение на деле!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О юбилейной конференции электронного обучения компании iSpring

Каждая из уже состоявшихся конференций iSpring Days имела свою собственную тематику, пятая по очереди именовалась «Курс на вовлеченность». И под таким девизом прошли два насыщенных дня конца первой октябрьской недели в столичном «Метрополи». Собравшихся вовлекали историями успеха, концентрацией внимания, сторителлингом, нетворкингом, примерами работающей мотивацией, интерактивными мастер-классами, традиционными розыгрышами призов, угощениями и фуршетом. А теперь обо всём по порядку.

Залог успеха «ДоДо» в открытости и доверии

Открывал конференцию своим интереснейшим докладом Иван Тихов – директор по развитию бизнеса «ДоДо Пицца». Пример пиццерий из Сыктывкара перекликался с историей успеха самих iSpring из Йошкар-Олы. Иван не только рассказал о том, что из доставочной точки «ДоДо» за 7 лет выросла в мировую сеть из уже 386 пиццерий в 11 странах, включая Китай, Великобританию и США. Красной нитью его рассказа была вовлеченность сотрудников и партнеров, а также их обучение - сначала очное, а затем и с применением средств eLearning.

ДоДо Пицца в Сыктывкаре

Залог успеха вовлеченности «ДоДо» в открытости и доверии, об этом и гласит легенда, связанная с названием, которое взято в честь доверчивой и наивной птицы Додо (маврикийский дронт). Именно благодаря этим составляющим им удалось стать самой крупной сетью пиццерий в России. Свою открытость «ДоДо» называют экстремальной, а систему контроля качества - безжалостной. Сказанное можно легко проверить на сайте франшизы компании, где видна в реальном времени изменяющаяся выручка - как общая, так и по отдельным пиццериям.

Доходы ДоДо Пицца в реальном времени на странице www.dodofranchise.ru

Кроме того на странице каждой пиццерии постоянно идет онлайн-трансляция из кухни. Продолжая об открытости и вовлечении, Иван упомянул о мастер-классах и экскурсиях, на которые можно записаться в любую пиццерию. Опять же – проверяем на деле, заходя на dodokids.ru и подавая заявку.

Именно благодаря открытости, по словам представителя «ДоДо», им легче привлекать открытых людей и, соответственно, потом с ними работать в том же ключе. Ведь своим главным богатством эта компания считает сотрудников – людей! И их обучению уделяется особое внимание. В Сыктывкаре для этого имеется учебный центр, в котором все партнеры теоретически и практически проходят обучение и стажировки. А делая ставку на информационные системы, со стремительным ростом своей сети «ДоДо» подружились и с электронным обучением. Их выбором стал iSpring со своим облачным LMS-решением. Фокус ставился на обучение управляющих. Ведь с ростом количества не должно снижаться качество. Ведь некоторые из партнеров сейчас имеют уже и по 20, и по 50 сетей, а из 386 уже имеющихся пиццерий к собственной сети «ДоДо» относится только 17. Поэтому, чтобы доказать партнерам эффективность обучения, необходимо было создать его модель. Не обладая вначале собственными методистами, «ДоДо», решая бизнес-задачи и масштабируясь, пошли по привлечению опыта и от онлайн-команд перешли к "Скрам"-командам.

scrum-команда в ДоДо Пицца

За администрирование СДО iSpring Online сейчас отвечают 5 человек. Однако просто создание электронных курсов и зачисление на них обучающихся не давало ожидаемых результатов. Если курсы длительностью 2 месяца заканчивало 70%, то полугодовые – только 30%! Проблемой оказалась банальная неорганизованность людей. Решением в сложившейся ситуации стало создание горизонтальных связей. На 300 человек было выделено 4 Телеграм-чата с кураторами для обмена опытом. Такие онлайн-сообщества стали живыми организмами, в которых всё встало на свои места и без модерации. По необходимостям начали отделятся более узкие чаты. При этом общая система знаний компании продолжает расширяться. К тому же, имея постоянную обратную связь, некоторые курсы стали перерабатываться и актуализироваться. За модификацию отдельных модулей отвечают специально выделенные люди. Курсы неизбежно устареют, если их не поддерживать регулярно – это в «ДоДо» прекрасно понимают.

Сейчас в системе обучения компании есть отдельные курсы для управляющих, менеджеров, кассиров. Домашние задания проверяются, управляющие аттестуются. Ежемесячно в процессе участвуют более 1000 студентов. Благодаря прохождению онлайн-курсов и их коллективному обсуждению объединяются незнакомые коллеги из разных географических мест. Формальностью здесь и не пахнет при задаче "донести смысл того, что ты делаешь". Благодаря регулярному обучению и успешному применению полученных знаний и навыков в рабочем процессе у каждого сотрудника есть возможность карьерного роста. Иван приводил примеры, как за несколько лет стажер вырастал во владельца сети, а бывший курьер создавал свою сеть. Наивная птичка «ДоДо» показывакт сотрудникам горизонты роста и дает понять, что каждый может себя реализовать при соответствующем подходе. Об этом можно почитать на странице rabotavdodo.ru.

Платформа роста в ДоДо Пицца

Не важно - сколько знаешь, важнее – сколько хочешь. Таким образом компания «ДоДо» помогает своим людям в поиске смысла и наглядно демонстрирует, что возможности безграничны. Как видно, для достижения своей цели "масштабируемость без потери качества" в ней совмещены онлайн и оффлайн обучение. На практических занятиях уже не надо утруждаться теорией.

С экстремальной открытостью разобрались, добавлю два слова и о безжалостной борьбе за качество. На этот случай у «ДоДо» есть сервис, позволяющий любому посетителю стать тайным покупателем, да еще и получить за это пиццу. Для этого следует подать заявку на сайте dodocontrol.ru, получить рекомендации и в нужное время отправиться на своё благое дело в пользу сограждан. Каждую неделю по отчетам тайных покупателей составляется рейтинг пиццерий. Лучшие из них отображаются на пьедестале, а худшие закрываются.

Рейтинг пиццерий ДоДо на странице www.dodocontrol.ru

Захват внимания на расстоянии методом «Яндекса»

После интереснейшей и практичной истории успеха «ДоДо» за внимание еще неуставших участников конференции iSpring Days активно взялась Виктория Болотина – педагогический дизайнер «Яндекс». Выступление Виктории было даже не докладом, а погружением аудитории в заявленную тему. Участники активно вовлекались в дискуссию, отвечая на вопросы о внимании обучающихся. А «дирижер» импровизированного «оркестра» объясняла, как это пресловутое внимание влияет на работу мозга при попытке усвоить новую информацию. Как и в любом эффективном электронном курсе, Виктория предлагала аудитории практические задания и тесты на самопроверку. Тем самым она и вниманием окружающих овладевала, и поясняла, как это работает.

Уроки Виктории Болотиной из Яндекс

Особенности работы мозга говорят о том, что он не многозадачный, а быстро переключающийся с задачу на задачу. К примеру, порядок и цвет одновременно очень сложно запомнить, когда средний объем внимания 4-6 объектов.

Курс же Виктория именовала, не иначе как, раздражителем. И его задача - от оперативной памяти донести информацию до долгосрочной, а «перевозчиком» в этом случае и обязано быть ВНИМАНИЕ. Причем, если за первые 8 секунд курс не захватит внимание, то эффект от его изучения будет сильно ниже. А в наше время на прохождение электронного курса отводится очень мало внимания в виду избытка других раздражителей в виду наличия различных гаджетов и «передозом» информации.

Упомянула Виктория и об эффективности количества содержимого на экране, что 1 слайд – одна мысль или одно действие. А свободное место на слайде, которое остается – оно не бесполезное, а самое рабочее, потому что помогает своей однообразностью фокусировать внимание на мысль, которую несет слайд. И заполнять «белые пятна» лишь бы не пустовали – не нужно. Полезную же информацию следует подавать последовательно и системно, используя группировки и правильно расставляя акценты.

Влияние внимания на обучение

Практика же в курсах должна быть не цитированием теории, а проверкой применения полученных знаний в конкретных ситуациях (если, конечно, не требуется заучивать текст наизусть). Важную роль играет и активная передышка в курсе, во время которой должна быть организована связь между новой информацией и знакомой. Так и голова обучающегося будет меньше напрягаться от сплошной неизвестности, и мотивация его возрастёт от наступления понимания. Кроме того, во время прохождения курса важно напоминать о его важности именно для обучающегося, подавая регулярную, хорошо продуманную, ненавязчивую обратную связь.

Как видно - теми советами, которые Виктория приводила в своем выступлении, она постоянно сама и пользовалась, ведя свой диалог с залом. Проверив на себе, проще понять их работоспособность. Спасибо ей за такой практичный интерактив.

Путь к мозгу через уши или вовлечение сотрудников в обучение историей

Необычной, простой, активной, самокритичной и реальной была беседа Леонида Фейгина про сторителлинг. Креативный директор брендингового агентства DDVB раскрывал глаза на, казалось бы, простые истины. Он привел статистику по которого половина всей мотивации сотрудников зависит от удобства и человеческих ценностей.

Леонид Фейгин DDVB

Я для себя в этой части подчеркнул два тезиса:

  • история важнее фактов,
  • правда важнее шаблонов.

Во-первых, какая история лучше расскажется, та и надежнее запомнится. Во-вторых, чем лучше слушатель будет понимать, зачем ему она, тем внимательнее он будет её слушать. Любая история, по словам Леонида, должна быть путешествием за сокровищем (чем-то ценным для того, кто ищет). При этом рассказчик должен быть неоспоримым лидером и обещать, что дальше будет только интереснее. А сама история обязана иметь события, которые будут необратимо менять "путника". Лидеру же необходимо:

  • Настроиться
  • Занять место
  • Распределить роли
  • Предложить цель
  • Показать возможности
  • Вовлечь и увлечь
  • Подарить ценность
  • Направить в будущее

Эффективная последовательность в таком случае будет иметь вид:

СТРЕМЛЕНИЕ -> СОБЫТИЯ -> ИЗМЕНЕНИЯ.

При этом, чтобы не потерять понимания важности для слушателя и не лишать его индивидуальности, откажитесь от любых обобщений и объединений.

Сторителлинг в обучении

Люди не хотят чувствовать себя марионетками через лживое вовлечение.

А как удержать внимание миллионов?

Особенно мне понравилось, как была продумана программа первого дня конференции. Каждый доклад был и необычен по своему, и вписывался в генеральную линию мероприятия. За это особый респект организаторам, вспоминая, как на первых конференциях бывали проблемы с недостаточным пониманием спикеров смысла своего приглашения.

Спортивный комментатор Павел Занозин на конференции iSpring Days

По-своему ярким было выступление спортивного комментатора Павла Занозина. Лично я с его голосом давно знаком благодаря комментариям баскетбольных трансляций, и мне вдвойне было интересно – живьем послушать и увидеть связь с тематикой мероприятия. К чести Павла он не был лишь комментатором Первого канала – такой приглашенной звездой. Он отработал на совесть с присущей ему искренностью, профессионализмом и душевной теплотой. Но при этом аудитория не только послушала репортаж со сцены, но и увидела в этом практический для СЕБЯ смысл. Ведь создание электронного курса включают в себя обязательное интервью. Причем на разных стадиях. Ключевым в этой цепи является взаимодействие между методологом и предметным экспертом, чтобы на его основе разработать дельный контент.

Такие советы Павла, как идеальная подготовка, внимание к собеседнику, доброжелательность и тактичность точно будут не лишними. Особенно в тех случаях, когда эксперт не горит желанием к общению с каким-то там непонятным методологом (кто это вообще?) или не стремится делиться своими знаниями (зачем МНЕ это надо?).

Еще одна тема, которую затронул Павел - это и вовсе будни разработчиков курсов.

Как разобраться в новой теме?

Если внутри компании «Новая тема» не всегда является чем-то совсем неизвестным, то для сторонних разработчиков, что ни тема, то реально новая. Поэтому любой из журналистских советов будет в eLearning не лишним. Ключевым бы поставил последний из перечисленных, заменив лишл слово «зритель», на «обучающийся». Если это не пытаться делать, то лучше не начинать.

Привел Павел Занозин и несколько рекомендаций на вопрос о развитии ораторских выступлений. Сам он, как говорит, любит болтать, а для развития профессионального навыка читает вслух стихи даже по пути, несмотря на окружающих, а также посещает уроки театральной студии для развития техники речи и обретения внутренней свободы.

От себя добавлю, что как и в спорте – спорт за само соревнование любит лишь малая часть зрителей, большинству же нравится шоу, антураж, дополнительные истории и интриги. Так и в конференциях об электронном обучении – шаг с приглашением медийной личности и профессионала своего дела - очень интересный. Публика и дополнительно активизировалась, и взяла для себя что-то новое с необычной стороны.

Мотивируя, предлагай

После сытного обеда и последующего активного «квиза» участникам пятых iSpring Days было предложено «присесть» за круглый стол и побеседовать на тему мотивации. Модератором дискуссии в привычной для себя манере с маркером и флипчартом выступила генеральный директор eLearning center Елена Тихомирова. А опытом своих компаний делились Елена Полунчукова (руководитель обучения Inventive Retail Group), Евгения Сотникова (ведущий менеджер учебного центра КРОК) и Николай Чернуцкий (руководитель отдела обучения Ponsse).

Елена Полунчукова, Евгения Сотникова и Николай Чернуцкий

О материальной геймификации, упомянутой Евгенией, отдельно написано в предыдущем посте. Здесь приведу еще пример. По словам Николая, в их компании за активность, получая бейджи, сертификаты, очки, можно поехать в офис другой страны.

По просьбе Елены Тихомировой участникам круглого стола было предложено обозначить основные демотиваторы обучения в компаниях, среди которых были зафиксированы следующие:

  • непонимание обученных, как применять полученных знаний в своих реалиях,
  • некачественный контент,
  • несвоевременность,
  • отсутствие поддержки.

Истинная же мотивация по мнению модератора возникает по следующим причинам:

  • страх потери и риски,
  • внутренний скорринг и страх разочарования,
  • внутреннее желание, природа.

А вообще, чтобы понимать, в какой момент наступает истинная мотивация, Елена Тихомирова советует изучать жизнь и работу слушателей, и проектировать обучение, которое будет доступно в нужный момент.

Вовлечение сотрудников в обучение системой кадрового резерва

После чего Елена Полунчукова привела свой пример вовлечения. С учетом того, что основные сотрудники компании Inventive Retail Group – это представители поколения Y, требовалось выстроить особый подход к обучению и развитию сотрудников.

сотрудники компании Inventive Retail Group

При наличии 3-х месячного стажа и согласования руководителя каждый сотрудник может в любое время подать заявку в кадровый резерв. При одобрении заявки потенциальный резервист проходит 4-х модульное обучение для формирования управленческих ЗУН (знания, умения, навыки). За вебинарами и треннингами следует сопровождение в виде eLearning и тестов на iSpring. По итогам обучения центр оценки предоставляет обратную связь, после чего принимается решение о назначении на должность.

Создана в Inventive Retail Group и Лига выдающихся управленцев, в которой особую роль играет фильтр-тест, который по итогам проверки уровня подготовки может просто не допустить до центра оценки.

Лига выдающихся управленцев

Обучение здесь не какая-то ненужная рутина, а реальный шанс прогрессировать. К тому же двухдневное очное обучение завершается корпоративом на 2000 человек. Сотрудникам интересно обмениваться опытом с коллегами, видеть возможности карьерного роста и стремиться к ним, тем самым вовлекаясь в обучение. Из планов компании особенно привлекло создание time-line карьерного развития сотрудника.

Последний доклад от КУ МТС, как показалось со стороны, был аврально заменен, и глубина вопросов от заявленных ранее сильно отличалась.

Чередование теории с практикой

Вовлечение во второй день конференции и вовсе стремилось к 100%, так как участники за столами были вооружены уже не ручками и блокнотами, а ноутбуками, в которых на практике прорабатывали различные техники верстки слайдов как в чистом Power Point, так и используя интерактивности iSpring Suite.

Своими примерами делились представители техподдержки организаторов, предсатвитель "Балтики" Александр Каныгин, преподаватели "Академии iSpring" (Владимир Раджапов и Михаил Болтышев), и даже новоиспеченные её выпускники в лице Антона Рыжова. Попутно было анонсировано, что в данный момент обучение проходит уже второй набор будущих "академиков". Подробнее о записи и программе обучения в ней можно узнать здесь. А под занавес мероприятия Евгения Посухова (skyeng) не только напомнила собравшимся про UI/UX дизайн, но и на готовом примере вместе с участниками наглядно показало, что в курсе хорошо, а что можно улучшить для удобства воспрития контента.

Антон Рыжов, Евгения Посухова, Владимир Раджапов, Александр Каныгин, Владимир Ковш, Михаил Болтышев

Разница в уровне подготовки участников сильно разнилась. Одних воодушевило только одно упоминание о триггерах, другие на ходу предлагали свои решения. Нет предела совершенства, каждый год организаторы iSpring Days учитывают пожелания участников и находят новые ходы для более продуктивного и удобного проведения конференции. Без сомнения, и следующие Days будут не хуже предыдущих. Причем, впервые название полностью соответствовало формату – на этот раз было два полноценных дня, взамен разделения на потоки.

Фактом остается рост числа желающих участвовать в этой конференции и заинтересованность продуктами iSpring. Аудитория собирается активная, не приходит отсыпаться и досиживают до самого конца мероприятия. Причинами тому являются не только розыгрыши призов по визиткам и фуршет, но и постоянный рост качества докладов, а главное – традиционный нетворкинг в кулуарах. Более опытные участники обмениваются знаниями с новичками, сотрудники компании внимательно слушают мнения и пожелания участников, беря их на карандаш.

Мастер-класс iSpring Days 2018

Подкупали такие истории, когда на мастер-классе руководитель присутствовал со своим молодым специалистом, чтобы лучше понимать его работу по созданию курсов. Или же случай, когда о конференции стало известно случайно благодаря ссылке во френдленте соцсети. После чего, приехав из другого города и проведя на конференции два полноценных дня, звучали слова:

«После выступления Юрия Ускова я влюбилась в iSpring. Мне очень близка их культура. Даже сегодня, общаясь с сотрудником из отдела продаж, я не увидела желания "втюхать" продукт. Все было четко рассказано со всеми "за" и "против" для нашей компании. Инженерам только терпения можно пожелать. В общем, крутая команда! А конференция iSpring Days как свежий воздух. Уверена, что это не последняя моя встреча с iSpring».

Отдельно, кроме выделенного дня мастер-классов, хочется отметить такие нововведения, как: бейджики со встроенной программой конференции и приглашение профессионального ведущего, который отлично справился со своей работой.

Бейджи с программой iSpring Days 5


Разработка электронных курсов, eLearning
Slider