LIFEL
рекомендует

HR Zero — это не про компании без HR, это про эффективные компании

04.07.2023
Андрей Матюков
Обзор концепции автоматизации HR-процессов
В недавних обзорах конференций неоднократно упоминалась концепция HR Zero, о которой в частности говорил Алексей Корольков (CEO WebSoft) на весенней встрече сообщества Digital Learning, рассуждая про тренды HR-Tech.

Вот и мы решили остановиться на этой теме поподробнее и рассмотреть, что же такое HR Zero, в чем её особенности и выгоды, а также, что от неё ждать HR-специалистам.

Что такое HR Zero простыми словами

Есть несколько схожих между собой определений концепции HR Zero, но хочется объяснить её человеческим, а не канцелярским языком. Современные HR-системы можно сравнить с порталом «Госуслуги», в котором любой гражданин сам обращается с запросами к госорганам через телефон или компьютер без походов или звонков в промежуточные инстанции. К этому же стремится и HR-Tech, чтобы рутинные операции сотрудник мог выполнять сам через автоматизированную систему без походов в отдел кадров.

С другой стороны, благодаря автоматизации и оптимизации управления персоналом в компании меняется жизнь и HR-специалистов. Они освобождаются от рутинных кадровых процессов. А часть операций взаимодействия с сотрудниками берут на себя уже их непосредственные руководители.

Это позволяет отказаться от ненужных документов и сфокусироваться на развитии персонала и повышении эффективности работы компании.

Причины возникновения HR Zero

Пресловутая цифровая трансформация потребовала не только использование новых технологий, но и пересмотр всех бизнес-процессов, включая HR-процессы. Это в меньшей степени повлияло на небольшие организации. Но чем компания больше, тем сложнее в ней стало контролировать кадровое делопроизводство, а специалистам HR-служб таких компаний пришлось сталкиваться с постоянными новшествами.

Ни один «кадровик» ещё совсем недавно не задумывался о том, чем теперь занимаются современные HR-специалисты:

  • экономия средств и времени;
  • вовлеченность сотрудников в жизнь компании;
  • мотивация персонала на достижение плановых показателей;
  • участие в развитии компании.

HR-подразделения в целях эффективности бизнеса теперь в непрерывном порядке управляют человеческими ресурсами, обеспечивая компанию оптимальным количеством мотивированных сотрудников необходимой квалификации. А HR-менеджеры сегодня включают в себя компетенции психолога, аналитика и визионера.

Разница HR Zero и традиционного подхода

В отличие от работы привычных «кадровиков», при которой главным было выполнение поручений руководства, с бесконечной бумажной волокитой и рутинными действиями, HR Zero — это про потребности всей компании и персональное развитие каждого сотрудника.

Сравним принципы работы при этих подходах. Выбирайте вкладки:
Было: Точное выполнение каждого шага поставленной задачи, развитие сотрудников не в приоритете.

Стало: Приоритет — развитие сотрудников для роста эффективности компании, за рутину отвечают автоматизированные системы.

Выгоды от HR Zero

Как говорилось выше, при HR Zero с сотрудниками через автоматизированную систему при определенных операциях взаимодействуют уже не HR-специалисты, а линейные руководители. А в чём же при таких изменениях выгода для сторон?

Как правило, у такого руководителя в подчинении значительно меньше сотрудников, чем численность персонала, закрепленного за HR-менеджером. От этого получаем следующие плюсы:

  • Эмоциональная связь между сторонами от регулярной совместной деятельности.
  • Большее доверие сотрудника.
  • Персонализированная обратная связь от руководителя для более точного и быстрого достижения целей.

Роль автоматизации в HR Zero

А нехватку HR-компетенций руководителей компенсирует автоматизация HR-процессов. HCM платформы предоставляют результаты в понятном виде с соответствующими пояснениями и не требуют HR-квалификации. Благодаря автоматизации руководитель сам возглавляет процесс внедрения изменений, а HR-специалистам отводятся консультирующие функции.

Большинство кадровых документов уже можно создавать и подписывать электронно, что значительно экономит рабочее время HR-специалистов (по некоторым данным до 40% ежемесячно), сокращает объемы бумагу (до 80%) и логистику. Сотрудникам же для подачи заявлений или подписи документов теперь достаточно несколько кликов.

HR Zero для HR-специалиста, а не против него

Бытует ошибочное мнение, что HR Zero оставит HR-специалистов без работы, но это не так. С автоматизацией ключевых HR-процессов и передачей части функций линейным руководителям (например, обязанности по адаптации персонала и его развитию) для создания гибкой организационной среды, специалистам HR-службы предоставляется возможность сконцентрироваться на развитии персонала, создании комфортного климата в коллективе, управлении HR-брендом, развитии лояльности и корпоративной культуры.

Как видно, HR Zero — это новые перспективы в карьере HR-специалиста. В первую очередь это касается определения компетенций организации и развития их в коллективе: клиентоориентированность, инновационность, data-driven культура (управление бизнесом на основе данных), эффективное взаимодействие внутри команд.

В то же время у HR-директора появляется время на участие в разработке стратегии компании. В таком случае HR-департамент может даже принимать решения по определенному сотруднику — обучать его, предлагать другую должность или прощаться, если тот не соответствует целям компании и компетенциям должности.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме