LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Людмила Ильина

08.12.2023
Андрей матюков
Электронные учебные курсы — на самом деле те же учебные издания, но доставляемые своему потребителю в другом формате.
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Людмила и её путь в нашем любимом e-Learning.
Людмила Ильина
Педагогический дизайнер, руководитель проектов
  • Как и откуда ты пришла в e-learning, кем успела побывать до этого?
Мой путь в e-Learning начался с лохматых 2000-х. Я училась в Московском государственном университете печати на редактора традиционного книжного издательства. Именно в те годы в обиходе начали активно использоваться первые устройства для чтения книг, первые кнопочные мобильники Nokia, Siemens, Motorola. Наверное, кто-то из читающих этот пост такие модели и в руках не держал… В то время мастодонты книгоиздательской отрасли писали статьи о будущем книгопечатания, рассуждая, как изменится бизнес через 20 лет. Забавно наблюдать, что по прошествии этих 20 лет появляются подобные публикации, но теперь опасения вызывает ИИ.

Тогда, как и сейчас, было очевидно, что жизнь изменится. Понимая, что цифровая книга, различные электронные СМИ с каждым годом будут только набирать популярность, для своей магистерской работы, а затем и для кандидатской диссертации я выбрала тему, связанную с электронными учебными изданиями. Автореферат хранится в Ленинке, с ним можно ознакомиться по этой ссылке. Написание диссертации происходило параллельно с моей работой в компании «Кирилл и Мефодий». Эта компания была одним из первопроходцев в e-Learning, в частности занималась выпуском электронных учебных модулей для школьников, что помогало мне изучать особенности разработки электронных продуктов на практике.
  • Кем ты успела побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Конечно, за столь продолжительное время в моей трудовой книжке успели появиться самые разнообразные записи. Так, в одной из организаций я даже числилась в качестве программиста. Может, потому, что позиции «разработчик» не было предусмотрено, а может, это было связано с тем, что кое-какие коды мне всё-таки приходилось впечатывать в Блокноте)). Авторских средств, которые используются сейчас, тогда ещё не было, мы собирали курсы в самописной программе.

Также у меня был опыт работы в качестве универсала: разрабатывала курс с нуля, продумывая методологию, а в качестве авторского средства сборки использовала iSpring Suite. Однако в какой-то момент пришла к решению отказаться от такого совмещения ролей, поскольку я как перфекционист хотела производить самые крутые и совершенные продукты. Ни для кого не секрет, что один человек не может выполнять все требуемые для разработки курса функции на высокопрофессиональном уровне. Поэтому я ушла к провайдеру, где для каждого этапа производства курса выделен соответствующий отдел. Сейчас я совмещаю только роли методиста и проджект-менеджера, что наиболее полно соответствует моим скиллам и приносит удовольствие.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
На прогресс влияет повышение квалификации. Чем больше учишься, чем больше конференций посещаешь, чем выше твоя насмотренность, тем выше твои компетенции и тем увереннее ты себя чувствуешь. Наша сфера очень молодая, мы все пока в поиске лучших решений. Поэтому значение комьюнити Digital Learning трудно переоценить. Кроме того, тренды очень быстро меняются. Чтобы не отстать от популярных тенденций, важно следить за тем, что происходит на рынке. В этом очень помогает чат DL и конференции, которые проводит сообщество.
  • Твой любимый софт в e-learning?
На каждом этапе разработки электронных курсов применяется отдельная программа. Сейчас большинство провайдеров используют Figma для отрисовки дизайна, а собирают курс в Articulate Storyline. Но вот при написании сценариев у разных компаний могут быть различные предпочтения. У меня был опыт работы над сценариями как в PowerPoint, так даже и в Figma. Это приводило иногда к смешным ситуациям, когда заказчик выражал недовольство тем дизайном, который ему высылался: у иконок были линии разной толщины, не везде были картинки. Тогда нам приходилось объяснять, что передавали только сценарий будущего курса, над которым ещё не успел потрудиться дизайнер. Но я очень счастлива, что теперь могу работать с текстом в той программе, которая для этого предназначена. Это, конечно же, любимый Word! В нём легко и быстро вносить правки, что сильно экономит моё время.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
В e-Learning у людей есть возможности покреативить. Специалист e-Learning в небольших компаниях что-то вроде «сам себе режиссёр». Может выступать не только как методист, дизайнер и разработчик, но даже как автор текстов, диктор, видеооператор или актёр. Конечно, подобная продукция может быть далека от совершенства. Тем не менее, они могут быть весьма эффективны, а в случаях, когда в съёмках видео участвуют сами сотрудники, такие курсы вызывают неподдельную заинтересованность и мотивацию к прохождению.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
Электронное обучение — сравнительно новая сфера, в которой до сих пор нет строгих правил. С одной стороны, это хорошо и, как сказано выше, есть простор для творчества, а с другой — это порождает бесконечное количество споров и недопониманий, в том числе с заказчиками. В традиционном книгоиздательском бизнесе исполнители опираются на закреплённые стандарты. Например, существует «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина, который по сути является Библией книгоиздателя, есть орфографические и другие словари. Поэтому ни один заказчик не придёт и не скажет: «замените в слове „собака“ букву „о“ на букву „а“, потому что мне так удобнее читать». А в e-learning пока очень многие решения принимаются именно по такому принципу.

Также меня огорчает, что в отрасли редко встречаю профессиональных редакторов, издателей. А ведь исторически именно издатель занимался тем, чтобы произведение автора обрело форму и дошло до читательской аудитории. Электронные учебные курсы — на самом деле те же учебные издания, но доставляемые своему потребителю в другом формате. Обидно, что багаж фундаментальных знаний, накопленный не десятками, а сотнями лет, в Digital Learning не так активно используется. Так, например, будущие редакторы в вузе изучают, чем отличаются различные виды изданий, знакомятся с понятиями «читательский адрес», «целевое назначение изданий», глубоко погружаются в стилистическое редактирование текстов, систематизацию материала и так далее. Все эти знания могут быть полезны и в сфере e-learning.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Полагаю, за время работы в отрасли я накопила достаточный опыт и мне есть, чем поделиться с коллегами и начинающими специалистами. Некоторые мои советы уже сейчас вы можете найти в статьях по ссылкам:


Очень надеюсь, что в будущем параллельно с основной работой буду преподавать студентам. Ведь сейчас, как и много лет назад, существует проблема оторванности вузовского образования от практики. Старый анекдот, в котором студенту говорится фраза «забудь всё, чему тебя учили в вузе», увы, всё ещё актуален. Эту проблему можно решить, если преподавать будут не только теоретики, но и практики.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
  1. Не бойтесь экспериментировать, предлагать идеи, даже если вам кажется, что они нереалистичны.
  2. Если появляется совершенно новая задача, сначала попробуйте придумать и предложить своё решение, и только потом изучайте уже имеющиеся решения. Новичку гораздо легче придумать ноу-хау, берегите свой «опыт новичка».
  3. Старайтесь делать работу высокого качества и не оставляйте мелкие недочёты на повторные правки. Править всегда тяжелее. Какие-то ошибки в любом случае останутся, но всё-таки ваш продукт будет лучше.
  4. Ищите баланс в том, чтобы отстаивать собственную позицию и в то же время слышать коллег и заказчиков. Скорее всего, обе позиции имеют право на реализацию, а чтобы не спорить, отталкивайтесь от общей цели — сделать так, как будет лучше для пользователя курса.
  5. Занимайтесь тем, что приносит удовольствие, ищите себя. Признак того, что вы занимаетесь любимым делом — во время этого вы можете забыть пообедать или подключиться к статусной встрече. Если же работа, скорее, в тягость, никогда не поздно освоить новые скиллы или даже профессию.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме