Из нескольких секций приведу ряд советов и ошибок, которые озвучили Райнур Хамидуллин, Михаил Протасов (М Про Системс), Дарья Миннигалиева (СКБ Контур), Алексей Архипов (Ашан), Александр Беляшин (Банк России):
- Яркий, крутой, богатый курс заказывать у вендеров, а быстрый типовой — своими силами
- Внутренний разработчик курсов нужен всегда
- Деньги в качестве мотивации работают не всегда и ненадолго, больше срабатывают отзывы о значимости
- Сомнительно делать учебный портал для отдельного подразделения в компании
- Изучайте не только лучшие практики, но и провальные ситуации, чтобы в них не попадать
- Пишите внутреннюю техническую документацию
Отдельно привожу примеры ошибок и решений проблем по запуску СДО от Михаила Протасова.
Причины провалов при запуске СДО- Целеполагание
- Коммуникации
- Техническая реализация
Как избежать проблем с целеполаганием?- Развивать целеполагание внутри компании
Как избежать проблем с коммуникациями?- При тендере лучше выбрать подрядчика, который задает много вопросов
- Максимально детализировать планируемый результат
- Работать небольшими этапами
- Развивать компетенции проектного менеджмента
- Организовать работу сотрудников подрядчика на своей территории
Как избежать проблем с технической реализацией?- Иметь собственную экспертизу
- Не зависеть от одно технического специалиста
- Проводить аудит технической реализации у нескольких подрядчиков
Беляшин Александр, дополняя ответы Михаила, привел следующие причины неудач.
Проблемы работы СДО- Технические
- Методологические
- Стратегические
Технические:- ограничения ИТ-инфраструктуры и каналов связи
- ограничения безопасности
- отсутствие технической поддержки
- нет понимания развития организации (создание курсов для ПК в компании, где грядет переход на мобилы)
Стратегические:- нет связи с бизнесом
- нет команды
- нет плана развития сотрудников (что будет после прохождения курсов)
Методологические:- неправильно выбран инструмент обучения (VR или игра, где хватить и инструкции)
- нет связи с реальностью (руководители не знают проблемы сотрудников)
- нет процесса обучения (разовые курсы не дают эффекта)
- нет методологической поддержки (нужен методолог на постоянной основе)
- нет доверия (плохой контент)
Ошибки при разработке учебных программ привела Миннигалиева Дарья.- не собрали группу сразу (в процессе разработки команда росла и менялись взгляды)
- разная терминология (курс, учебная программа, модуль — всё спуталось)
- не объяснили возможности СДО
- только знакомыми инструментами (всегда некогда попробовать новое)
- формат не относительно контента (ОС в виде мессенджера вместо диалогового тренажера)
- само поедет (развивать, продвигать, исправлять ошибки)
Правильные усилия от Архипова Алексея из Ашана.- Просто — не значит легко (с появлением удобных сервисов и гаджетов усилий надо прилагать больше)
- Сказать НЕТ, когда надо (когда сроки нереальные; красота без логики; нет команды; заказчик не понимает роль разработчика; если ничего ужасного для компании не произойдет)
- Без настроения не будет мотивации
- Делая плохой eLearning вначале, приходим к хорошему результату в конце