LIFEL
рекомендует

Метод пяти шляп, или Как тестировать электронные слайдовые курсы

19.12.2023
Андрей Матюков
Рекомендации от методиста ТЦ «Инженер» ГК Softline Людмилы Ильиной
Несколько лет назад мы останавливались на теме тестировки электронных курсов, и вот рубрика советов e-Learning пополнилась ещё одним материалом про то, как нужно проверять курсы после разработки. Вашему вниманию рекомендации от методиста ТЦ «Инженер» ГК Softline Людмилы Ильиной.
Может показаться, что тестирование электронных курсов — простой процесс, потому что проверке подлежат не сложные технические устройства, а фактически набор слайдов с переходами между ними при определённых действиях пользователя. Тем не менее, даже самый простой слайд включает в себя несколько составляющих. Он содержит заголовок, тексты, иллюстрации, а также кнопки и другие элементы, при нажатии на которые на экране происходят какие-либо изменения. Корректность всех составляющих слайда, в том числе и их расположение друг относительно друга, то есть вёрстку, нужно тестировать. Однако на протяжении длительного времени одному человеку трудно держать в фокусе одновременно все позиции, которые необходимо проверить. В идеальном мире тестировать курс должны несколько человек, каждый из которых компетентен в определённой области. Например, вычитывать тексты на возможные орфографические и пунктуационные ошибки следует корректору. Никто лучше методиста не сможет оценить, соответствует ли реализация курса сценарию, который он сам же написал. Правильность переноса иллюстраций из графической программы в сборку проще всего проверить дизайнеру, который долгие часы рисовал их и помнит каждый штрих. Тестировщику в таком случае останется проверить, нет ли багов в работе интерактивных элементов, корректна ли нумерация слайдов и тому подобные нюансы сборки.

Однако на практике часто тестировать курс приходится какому-то одному специалисту, например методисту. В таком случае ему может пригодится подход, похожий по своей сути на метод «Шесть шляп мышления». Подробнее с ним можете ознакомиться по ссылке. Согласно «шляпному» методу, «каждая новая точка зрения и соответствующий режим мышления запускается путём мысленного надевания одной из шести цветных шляп.» Соответственно, если отталкиваться от идеи, тестировщик или любой исполнитель, выполняющий его функции, должен проверять электронный курс в несколько заходов, каждый раз надевая шляпу, которая отвечает фокусу внимания определённого специалиста.

При тестировании курсов предлагаем надевать не шесть, а пять «шляп тестирования», которые перечислены ниже. Обратите внимание, что шляпы расположены в той последовательности, в которой мы рекомендуем их надевать.

Шляпы:

Что проверяем?
Весь курс
Как действуем?
  • Ориентируемся только на сборку курса, не используем сценарий и дизайн
  • Вчитываемся в тексты, стараемся запомнить информацию, как будто проходим курс
  • При прохождении упражнений и тестирования не используем сценарий, пытаемся ответить на вопросы самостоятельно
Какие ошибки можем найти?
  • Нелогичное повествование
  • Незнакомые термины, к которым нет определений
  • Пояснения к иллюстрациям, схемам, таблицам отсутствуют или их недостаточно
  • В проверочных или контрольных тестированиях встречаются вопросы, ответы на которые невозможно дать, опираясь только на материалы курса
Что проверяем?
  • Орфографию
  • Пунктуацию
  • Стилистику текста
  • Переносы предлогов
  • Вёрстку
Как действуем?
Ориентируемся на сборку курса и список правил, где указаны особенности оформления данного курса (как принято писать именно в данном курсе: «ты» или «вы», «е» или «ё»)
Какие ошибки можем найти?
  • Опечатки
  • Отсутствие нужных слов/словосочетаний
  • Разночтения в обращении к пользователю ты/вы/Вы
  • Разночтения в написании слов со строчной и прописной буквы (Интернет/интернет)
  • Разночтения в оформлении однотипных элементов
  • Использование дефиса вместо тире
  • Висячие предлоги
  • Рваные края у текста
Что проверяем?
Соответствие сборки курса сценарию
Как действуем?
Одновременно смотрим и сопоставляем сценарий, дизайн-макеты слайдов и сборку
Какие ошибки можем найти?
  • Отсутствие нужного слайда или элемента, например, заголовок взят из другого слайда
  • Перепутанные фидбеки в упражнениях
  • Не выделены слова, которые по сценарию нужно было выделить
  • Неверная последовательность появления элементов на слайде
Что проверяем?
  • Фоны
  • Цвета
  • Иллюстрации
  • Выделения в тексте
  • Вёрстку
Как действуем?
Одновременно смотрим и сопоставляем дизайн-макеты слайдов и сборку
Какие ошибки можем найти?
  • Отсутствие элементов на изображении
  • Неправильно расположены тени
  • Не тот шрифт
  • Неверный цвет выделений текста
  • Артефакты на иллюстрации (штрихи, точки, линии)
  • Нарушена вёрстка (элементы сдвинуты)
Что проверяем?
Сборку, то есть работу кнопок, интерактивов
Как действуем?
  • Смотрим только сборку курса
  • Проходим курс с начала до конца, а затем пролистываем назад и проходим курс повторно.
  • Проверяем, корректно ли работают интерактивные элементы при повторном прохождении
  • Оцениваем работоспособность всех элементов. Нажимаем на все кнопки и области слайда в хаотичном порядке
  • При проверке упражнений и тестирований используем сценарий (проверяем, верно ли разработчик отметил правильные варианты ответа)
Какие ошибки можем найти?
  • При открытии всплывающего окна виден элемент основного слайда
  • Сбита нумерация
  • Кнопка «Ответить» не исчезает, если пользователь отменил выбор ответа, система принимает ответ при пустых чек-боксах/радиобаттонах
  • При выборе правильных вариантов ответа ответ считается ошибочным
  • При повторном прохождении интерактивные элементы ведут себя не так, как задумано методистом

Почему мы рекомендуем надевать шляпы именно в такой последовательности?

Как вы могли заметить, в первую очередь рекомендуем надеть шляпу пользователя. Задача пользователя — пройти обучение и получить новые знания. Когда мы надеваем шляпу пользователя, мы смотрим на курс его глазами и оцениваем, всё ли логично, понятно, нет ли каких-либо ляпов и нестыковок. Если же надеть шляпу пользователя после других шляп, будет сложно вжиться в его роль. К тому времени вы запомните большую часть слайдов, глаз будет «замылен».

Корректорскую вычитку тоже лучше выполнить в самом начале. Дело в том, что опечатки больше всего бросаются в глаза. Если оставить шляпу корректора на потом, при тестировании курса «в других шляпах» вы постоянно будете «спотыкаться» об опечатки и ненужные знаки препинания и отвлекаться от основной задачи.

Далее разумно проверить курс с точки зрения методиста. Вполне возможно, что при сборке какие-то элементы и даже слайды потерялись. Лучше исправить подобные ошибки перед тем, как проводить тестирование в других шляпах. В принципе, шляпы корректора и методиста возможно совмещать.

Если замечаешь ошибку другой шляпы, стоит ли её сразу фиксировать?

Конечно, рекомендуем сразу отмечать все ошибки, которые видите, независимо от шляпы, надетой в данный момент. Есть вероятность не заметить ошибку при последующем тестировании. А также она будет оттягивать часть вашего внимания на себя, так как волей-неволей вы будете думать о ней, пытаясь не забыть при следующем подходе. Шляпы просто помогают сфокусироваться на определённых задачах, они ни в коем случае не должны ограничивать вас в достижении главной цели — найти и устранить все изъяны и выпустить в свет максимально безупречный курс.

Нужно ли на самом деле надевать шляпы?

Это не обязательно, но точно не повредит, а скорее, даже поможет вжиться в роль. Можете использовать и другие атрибуты, которые ассоциируются с определённым специалистом, мышление которого вы имитируете.

Если нет ресурсов на пять подходов, можно ли сократить количество шляп?

Чем больше подходов, тем лучше. Более того, «в одной шляпе» можно делать несколько заходов, каждый раз определяя для себя отдельную небольшую задачу. Например, в шляпе корректора можно поискать только висячие предлоги или проверить единообразное написание каких-то конкретных слов.

Никто не запрещает тестировать курс в один заход. Только при этом на самом деле вам придётся переодевать шляпы при просмотре каждого слайда. Даже если это не физическое переодевание, а всего лишь мыслительная операция, она отнимает время и требует определённых усилий. В конечном счёте, экономии времени может не получиться, а вот эффективность будет снижена. И уж точно вы будете утомлены. Кстати, при использовании «шляпного метода» смена шляпы — это своеобразная перезагрузка. Потратьте на «переодевание шляпы» 5−10 минут, в течение которых вы отдохнёте как физически, так и эмоционально, а также вживётесь в роль.
Предложенная методика является результатом анализа моего собственного опыта и опыта моих коллег. Метод пяти шляп тестирований не претендует на то, чтобы быть единственно верным. Прошу воспринимать его как рекомендацию. Решение о том, как лучше организовать процесс тестирования курсов, остаётся на усмотрение исполнителей. Если вы используете другие методы в тестировании, будем рады о них узнать. Только общими усилиями нам удастся выработать лучшие практики.
Андрей Матюков e-Learning
Людмила Ильина
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите обзор своего продукта или мероприятия? Пишите:
Lifel
опубликует
статьи по теме