Важно понимать, что высокие баллы итоговых тестов в отчетах системы дистанционного обучения (СДО) — это не ключевой показатель высокой эффективности обучения. Баллы — это лишь некое подтверждение того, что все слайды были просмотрены до конца и ответы на тесты были введены правильно. При этом нет никакой гарантии, что правильные ответы не были подсмотрены у коллеги или получены от самих же HR для демонстрации хороших показателей перед вышестоящими руководителями. Бывает и такое.
Опираться исключительно на цифры СДО не стоит еще и потому, что итоговый тест сразу после прохождения курса с высокой долей вероятности будет сдан лучше, чем через неделю или месяц. Совсем другое дело, как обучаемый освоит поданный ему контент и будет применять его на практике.
Вот примеры показателей, с помощью которых можно измерить эффективность обучения после прохождения курса на практике:
- Сокращение времени, необходимого на изучение новой программы или продукта
- Снижение количества типовых ошибок, совершаемых сотрудниками после тренировки на симуляторе или тренажере
- Сокращение количества жалоб и негативных отзывов от клиентов
- Увеличение количества сделок, совершенных за определенный период времени (например, в течение недели)
В реальности бывают случаи, когда за короткий отрезок времени сложно измерить результаты обучения, хотя они и будут. Возьмем, например, курсы по корпоративной культуре. Понять, что она вышла на качественно новый уровень, можно будет только с течением времени. Помочь в этом, например, могут следующие показатели: снижение уровня текучести персонала, увеличение количества полезных инициатив, новые положительные отзывы от клиентов и т. п.
Да, не всё однозначно с показателями, но обучать сотрудников и измерять эффективность обучения нужно обязательно. Главное делать это правильно и со смыслом, а не потому что так сейчас принято.
Краткие выводы:- Баллы в тестах — не самый лучший показатель эффективности обучения (сотрудники могут списать ответы, забыть и проигнорировать полученную информацию и т. д.)
- Показатели должны отражать, как полученные знания применяются сотрудниками на практике и влияют на эффективность компании (снизились затраты времени на выпуск единицы продукции, увеличилось количество сделок в течение дня и т. д.)
- Показатели должны отражать изменение, наблюдаемое в компании после внедрения обучения (увеличение производительности труда, снижение текучести персонала и т. д.)
- Показатели должны быть измеримы в конкретных цифрах (в процентах, рублях, месяцах и т. д.)