К основному контенту
LIFEL
рекомендует

Откуда приходят в e-Learning

19.09.2017
Андрей Матюков
Разработке электронных курсов в российских учебных заведениях не учили, ими становились разными путями, начну с себя

Кто становится e-Learning-специалистами?

  • айтишники,
  • кадровики,
  • авторы статей,
  • представители образования,
  • специалисты любой узкой сферы.

От прохождения электронных курсов до их разработки

Могу поделиться своим примером. Более 10 лет я работал в IT-сфере РЖД. По долгу службы сопровождал в ту пору как аппаратуру, так и программное обеспечение. Со временем стал накапливаться багаж обращений. Тогда по своей инициативе я стал вести корпоративный сайт отдела в интранете, где отражал ответы на часто задаваемые вопросы от пользователей либо разъяснения редко используемых операций. Там у меня и стала формироваться забота об обучающихся. Я прекрасно понимал специфику работы компании, при которой многие специалисты работают в ночную смену. Это была еще эпоха без кол-центров. И мне было важно, чтобы кто-то из тех, кто обращается ко мне днем по телефону, мог бы ночью зайти на страницу сайта и найти ответ на свой вопрос в оперативном режиме.

При внедрении новых специализированных программ несколько раз мне доводилось проводить и очные обучения в техклассах для работников, приезжавших с трассы. Тогда приходилось анализировать большие руководства пользователей, выбирать из них суть работы, благодаря которой в сжатые сроки можно очно показать основы работы в программе. Причем в программе, технологию работы которой не знаешь. Мне — «компьютерщику» надо было научить пользоваться новой автоматизированной системой, к примеру, дежурных по станции, диспетчеров или товарных кассиров. Помню, как накануне подобных учёб, дабы хоть как-то понять технологические процессы, отраженные в таких программах, по собственной же инициативе назначал встречи с главным инженером станции и пытался в разговоре с ним понять, почему за нажатием той кнопки, идет ввод таких-то данных и т. п. На языке eLearning — это как беседы методолога и предметного эксперта.

Но ни про какое электронное обучение, а точнее себя в нем, я тогда и не думал. Хотя периодически повышал собственные знания посредством дистанционных курсов, на которые записывался заранее. Помню, как скучны были многие из них в 2005 году. Когда открываешь слайд, а там тонны текста, разбавленные редкими картинками, и в конце сухие тесты без какой-либо практики. Позже я понимал, что в таких «курсах» просто перекладывался мануал на слайды, что далеко от педдизайна — слова, о котором я узнал значительно позже. Однако редкие курсы уже тогда меня цепляли. По-моему, были они от рук разработчиков МИИТа — это мои любимые симуляторы программного обеспечения. Выглядели они как консольные приложения — командная строка на черном экране, как в DOS — имитировавшие операционные системы коммутаторов/маршрутизаторов Cisco. Помню свой восторг, когда благодаря им была возможность и понастраивать виртуальные устройства, и при этом не сбить с толку реальную «железку». Навсегда запомнил тот эффект присутствия и его практическую пользу.

Вместе со всем этим я попутно писал статьи о любимом баскетболе в различных спортивных изданиях. В данном случае уже не имея журналистского образования, приходилось брать интервью, учиться правильно задавать вопросы, чтобы получить от игрока интересный для читателя контент, а затем полученное удачно паковать для удобства восприятия. Или же надо было описать матч, чтобы это не получалось сухой стенограммой цифр и комментариев к ним. Там тоже перекликались и забота об условном обучающемся, и анализ информации с последующей её обработкой.

Но главное во всём этом, да и во всей человеческой деятельности — это цель. Хотелось сменить вид деятельности, чтобы можно было помогать другим разбираться в чем-то специфическом. И на свою удачу в 2015 году я узнал о наборе в корпоративную команду разработчиков электронных курсов! Необходимо было сделать подобие курса лишь средствами Power Point. О существовании того же iSpring Suite я тогда и понятия не имел. На входе было многостраничное руководство пользователя, на выходе от нас ждали структурирование его сути в наглядном виде, с использованием динамики и интерактива. Применив пару макросов и стандартные возможности PP, я сделал первое подобие своего курса за один вечер. Тогда еще не знал, что судьба мне подготовила подарок и проверку в одном флаконе. Ведь на создание конкурсной работы отводилось больше недели, а узнал я о наборе в команду лишь за сутки до делайна, так как находился до того в отпуске.
Сейчас с улыбкой на лице понимаю, что лично для себя я проверил тогда не только свои навыки в обработке информации и ее верстке, но и возможности при жёстком цейтноте, в режиме которого разрабатывается большая часть курсов.
Андрей Матюков e-Learning
Андрей Матюков
lifel.ru
Первое моё знакомство с eLearning было посредством вебинара Елены Тихомировой, и я очень рад, что именно от неё впервые услышал это слово. Тогда же Елена традиционно посоветовала прочитать книгу Джули Дирксен «Искусство обучать».
CourseLab и Mirapolis
Через месяц я послушал вебинар Анны Мосягиной про редактор iSpring и подумал, как мог бы улучшить ту свою конкурсную работу, зная о нём ранее. Но в этом уже не было необходимости, т.к. отбор я прошел, попав в команду из 17 будущих разработчиков курсов. Впереди предстояло пройти первое очное обучение по разработке электронных курсов. За неполные 5 дней Елена Тихомирова (ELEARNING CENTER) и Алексей Корольков (WEBSOFT) рассказали нам основы. Помню свои смешанные чувства, когда за первый день мы ни разу не присконсулись к комьютеру. «Руки чесались», чтобы скорее начать что-то верстать, а редактор всё еще не запускался. Но к концу первого дня стала понятна разница между простыми PPT или PDF и электронным курсом.
Из большого объёма сложной информации необходимо понятным языком донести обучающемуся суть проблемы, погрузив его в соответствующую среду.
Андрей Матюков e-Learning
Андрей Матюков
lifel.ru
Вот так в 2015-м я погрузился в мир eLearning. Нашел то, что даже не мог сформулировать, когда был в поиске.

Но главное — не останавливаться в своём развитии. Следует участвовать в конкурсах, посещать конференции, анализировать чужие курсы, браться за новые необычные проекты, практиковать нетворкинг. За три года мне удалось посетить более 10 eLearning-конференций, таких как: iSpring Days, EdCrunch, ELForum, «Искусство разработки». Совмещал верстку с тестировкой курсов и руководством проектами. Случилась у меня даже победа в конкурсе EdCrunch Award 2016 в номинации курсов на iSpring, где я был одним из 25 номинантов.
После чего по приглашению Анны Мосягиной провел вебинар для её мастерской eLearning HandMade. А бОльшим достижением для себя считаю участие в качестве эксперта при оценке курсов турнира разработчиков WebSoft 2016 года, и в еще более значимом конкурсе «Искусство разработки» (2016, 2017), который проводил ELEARNING CENTER. Мне было почетно и очень интересно тестировать курсы как начинающих разработчиков, так и профессионалов, оставляя комментарии для каждой оценки и работы в целом.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме