Могу поделиться своим примером. Более 10 лет я работал в IT-сфере РЖД. По долгу службы сопровождал в ту пору как аппаратуру, так и программное обеспечение. Со временем стал накапливаться багаж обращений. Тогда по своей инициативе я стал вести корпоративный сайт отдела в интранете, где отражал ответы на часто задаваемые вопросы от пользователей либо разъяснения редко используемых операций. Там у меня и стала формироваться забота об обучающихся. Я прекрасно понимал специфику работы компании, при которой многие специалисты работают в ночную смену. Это была еще эпоха без кол-центров. И мне было важно, чтобы кто-то из тех, кто обращается ко мне днем по телефону, мог бы ночью зайти на страницу сайта и найти ответ на свой вопрос в оперативном режиме.
При внедрении новых специализированных программ несколько раз мне доводилось проводить и очные обучения в техклассах для работников, приезжавших с трассы. Тогда приходилось анализировать большие руководства пользователей, выбирать из них суть работы, благодаря которой в сжатые сроки можно очно показать основы работы в программе. Причем в программе, технологию работы которой не знаешь. Мне — «компьютерщику» надо было научить пользоваться новой автоматизированной системой, к примеру, дежурных по станции, диспетчеров или товарных кассиров. Помню, как накануне подобных учёб, дабы хоть как-то понять технологические процессы, отраженные в таких программах, по собственной же инициативе назначал встречи с главным инженером станции и пытался в разговоре с ним понять, почему за нажатием той кнопки, идет ввод таких-то данных и т. п. На языке eLearning — это как беседы методолога и предметного эксперта.
Но ни про какое электронное обучение, а точнее себя в нем, я тогда и не думал. Хотя периодически повышал собственные знания посредством дистанционных курсов, на которые записывался заранее. Помню, как скучны были многие из них в 2005 году. Когда открываешь слайд, а там тонны текста, разбавленные редкими картинками, и в конце сухие тесты без какой-либо практики. Позже я понимал, что в таких «курсах» просто перекладывался мануал на слайды, что далеко от педдизайна — слова, о котором я узнал значительно позже. Однако редкие курсы уже тогда меня цепляли. По-моему, были они от рук разработчиков МИИТа — это мои любимые симуляторы программного обеспечения. Выглядели они как консольные приложения — командная строка на черном экране, как в DOS — имитировавшие операционные системы коммутаторов/маршрутизаторов Cisco. Помню свой восторг, когда благодаря им была возможность и понастраивать виртуальные устройства, и при этом не сбить с толку реальную «железку». Навсегда запомнил тот эффект присутствия и его практическую пользу.
Вместе со всем этим я попутно писал статьи о любимом баскетболе в различных спортивных изданиях. В данном случае уже не имея журналистского образования, приходилось брать интервью, учиться правильно задавать вопросы, чтобы получить от игрока интересный для читателя контент, а затем полученное удачно паковать для удобства восприятия. Или же надо было описать матч, чтобы это не получалось сухой стенограммой цифр и комментариев к ним. Там тоже перекликались и забота об условном обучающемся, и анализ информации с последующей её обработкой.
Но главное во всём этом, да и во всей человеческой деятельности — это цель. Хотелось сменить вид деятельности, чтобы можно было помогать другим разбираться в чем-то специфическом. И на свою удачу в 2015 году я узнал о наборе в корпоративную команду разработчиков электронных курсов! Необходимо было сделать подобие курса лишь средствами Power Point. О существовании того же iSpring Suite я тогда и понятия не имел. На входе было многостраничное руководство пользователя, на выходе от нас ждали структурирование его сути в наглядном виде, с использованием динамики и интерактива. Применив пару макросов и стандартные возможности PP, я сделал первое подобие своего курса за один вечер. Тогда еще не знал, что судьба мне подготовила подарок и проверку в одном флаконе. Ведь на создание конкурсной работы отводилось больше недели, а узнал я о наборе в команду лишь за сутки до делайна, так как находился до того в отпуске.