Один из 9 принципов педагогического дизайна, которые вывел его создатель Роберт Ганье, называется «Представление изучаемого материала». Смысл этого принципа заключается в следующем. Представляйте материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты. Избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.
Известный отечественный специалист в сфере e-learning Павел Безяев в одной из своих многочисленных записей характеризует «педдизайн» так:
«Это и есть про «удобство». Ровно и про то, как выявить реальную потребность и про то, как вытащить знания из экспертов и правильно их «упаковать» именно для тех, кому они нужны. И как же редко это бывает на практике…
В одном из вариантов определения педдизайна пишется, что это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения.
К чему все эти предисловия? А вот к чему. На прошлой неделе мне предстояло сдать ежегодный экзамен по электробезопасности. Периодически происходит такая ситуация, при которой день-два учишь, запомнишь — не запомнишь, но сдаешь и благополучно забываешь. Потому что чаще пытаешься заучить, но это не стих, здесь нет никакой рифмы. А главное — не задумываешься о цели «сдающего». В основном не нужно знать наизусть определения из вопросов, а требуют лишь понимать их суть и в случае необходимости уметь применять на практике.
На этот раз я решил даже не пытаться запомнить информацию в том виде, в котором она была подана в виде порядка 60 вопросов, собранных из всяких там руководств и правил. Просто взял ручку и блокнот и «поехал» строить скелеты каждого вопроса, который сходу не запоминался. Но не стал допускать самую популярную ошибку начинающих методологов, которая заключается в переписывании мануала, а попытался найти ассоциативные точки и структурировать безликий набор слов схематически, вооружившись тезисами первых трех абзацев:
- представить материал при помощи текста, графики;
- разбить информацию на фрагменты;
- избежать перегрузки и переполнения памяти;
- правильно упаковать знания;
- разработать наиболее эффективный, рациональный и комфортный способ обучения.
С этими всеми инструментами взялся за первый же вопрос с трехэтажным определением. В данном случае ситуация упрощалась тем, что информацию я «упаковывал» не для кого-то со стороны, а для себя самого. Чем проще для себя разобью ее на фрагменты, представив в виде текста и графики, тем эффективнее, рациональнее и комфортнее мне будет принимать эту в какой-то мере стороннюю информацию. И тем самым я не допущу перегрузки и переполнения своей же памяти, когда умственный процесс занят совершенно другим.
Руководство, к примеру, говорит мне, что же такое
электроустановка? А вот что:
Совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, использования, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии. Производство — электрические станции всех видов (ТЭЦ, ГЭС, АЭС). Использование — электрические машины всех типов, т. е. электродвигатели, нагревательные приборы, осветительная аппаратура и т. д. Преобразование — электрические аппараты, предназначенные для преобразования электрической энергии в другие виды энергии. Также динамические и статические преобразователи энергии — выпрямители. Трансформация — повышающие или понизительные трансформаторы всех уровней напряжения. Передача — ВЛ, ЛЭП, кабельные линии всех уровней напряжения. Распределение — распределительные устройства подстанций, пунктов группировок, главные распределительные щиты, распределительные щиты.Каждый год это вижу, но потом благополучно забываю от одного только количества строк самого определения. На этот раз просто изобразил графически и учить не пришлось.