К основному контенту
LIFEL
рекомендует

Как разрабатывать курсы без педагогического образования?

23.02.2017
Андрей Матюков
Сегодня о тех, кто обучает течению eLearning и средствам разработки курсов. Обзор, основанный на собственном опыте
Мода и потребность на электронное обучение увеличиваются у нас с каждым годом. Вроде бы и мероприятий, связанных с eLearning происходит немало. Очные и самые громкие, хоть и не всем желающим доступны финансово, проводятся исключительно в Москве. Но в сети тоже предостаточно дистанционных вебинаров и мастер-классов в исполнении различных уважаемых специалистов сферы образования. Но вместе с тем, не так уж много практически полезных мероприятий именно для разработки курсов — для создания сценариев, для верстки в различных редакторах. Основная масса акцентирована на самом электронном обучении, принципах работы в команде, методах оценки персонала, эффективности, качестве обучения, но не так много уделяется самому низкому уровню — курсу. Как делать, с помощью чего, какие бывают идеи примеров, что лучше воспринимается обучаемыми. Ниже хочу поделиться собственным опытом, как, не имея педагогического образования, из «просто» айтишника (кадровика, экономиста и т. п.) переквалифицироваться в разработчика курсов. Заголовками пунктов моего обзора будут название фирм или персоналии, благодаря которым я пополнял собственные знаний в eLearning.

Elearning Center

Имя Елены Тихомировой я упоминаю практически в любых рассказах про eLearning. Благодаря её очному интенсиву я и познакомился с педдизайном. Кроме того, под ее началом в России проводится множество интересных конференций, а усилиями ее Elearning Center производится как разработка курсов, так и периодические обучения специалистов по темам: педдизайн, работа в Артикулейт и КурсЛаб. Вместе с тем, Елена не забывает о многочисленных фоловерах в соцсетях, размещая интересные тематические ссылки, проводя опросы, оставляя свежие посты в своем блоге, по возможности загрузки отвечает и в «личку» по профессиональным вопросам.

Если начинать свой путь в электронном обучении без специальной подготовки именно с Е. Тихомировой, то эта сфера покажется легкой, близкой и доступной. Сразу станет понятно, что для начала должно пройти ¾ времени на подготовку к верстке курса перед тем, как открыть специализированный редактор на компьютере. Раз и навсегда можно уяснить, что электронный курс — это далеко не презентация, а нечто более живое и действенное, благодаря чему информация будет запоминаться лучше, а процесс обучения будет намного увлекательнее.

Практический вектор усилий Elearning Center ярко демонстрирует их конференция «Искусство разработки», на последней в конце 2016-го мне посчастливилось побывать по пригласительному. Одним из свежих полезных жестов этой компании стал выход электронной книги «Лайфхаки от разработчиков курсов», которая свободна для скачивания. Резюмируя, можно сказать следующее: если вы начнете свой путь с «Живого обучения» Елены, то точно не проиграете и обретете правильную философию нового для себя занятия.

P.S: На «ELEARNING ELEMENTS» пока не бывал, чтобы судить о его практической пользе, персонально удовольствие не из дешевых.

WebSoft

Первый редактор создания курсов, с которым я столкнулся — это CourseLab 3. Естественно, кроме других центров, обучают работе в нем и его создатели из WebSoft. Я сам познакомился с программой на очном обучении, которое вел глава компании Алексей Корольков. Мне лично тех пары дней хватило, чтобы постичь основы редактора и без конкретного примера, просто создавая что-то на пустом слайде, пробуя в деле различные стандартные объекты.

Скорее всего, обучающие сессии от ВебСофта «для всех», которые случаются периодически в течение года, более живые, чем та, которая была предоставлена непосредственно для нас, когда мы даже не затронули переменные, которые являются основой создания более сложных специализированных интерактивностей. Хотя, надо отдать должное подготовке «хэлпа» к редактору. Всё, что может КурсЛаб по-русски доступно описано в справочнике. Да и сам интерфейс программы довольно дружелюбный, а ленточное меню заставляет вначале думать, что эта одна из составляющих современного пакета Microsoft Office. Повторюсь, всё, о чем не успеют рассказать очно, как в моем случае, можно узнать самому, но для этого надо обладать достаточной мотивацией.

К тому же, чтобы узнать сам редактор в красках, надо познакомиться с результатами трудов различных разработчиков, с обучающими программами других учебных центров, участвовать в конкурсах. Для того, чтобы узнать возможности своего детища, компанией WebSoft собственно и проводятся различные конкурсы, турниры. Один из подобных баттлов в конце 2016-го года мне даже выпала честь судить. Некоторые работы поразили тем, что за несколько часов можно сделать глубокий, красивый и довольно сложный проект.

То, чего может не хватать — это бесплатных пробников, пряников и заманух на youtube, но может и не надо это для создателей, к ним пойдут покупать и учиться по умолчанию. И еще нельзя не отметить, что есть в WebSoft незаменимый Вячеслав Щинов, который ответит на любые вопросы по редактору максимально оперативно!

SRC Мультимедиа

И вот если вы уже знакомы с основами педдизайна и, условно говоря, можете что-то делать в каком-то редакторе, но вам не хватает идей, новых решений, красок вашим проектам, то настоятельно рекомендую обратить взор на «SRC Мультимедиа». В отличие от многих других, эта команда не скупится на бесплатные примеры на youtube, исходники рассматриваемых объектов, внушительные скидки на свои услуги. Здесь можно как прокачать свои знаний в педдизайне, так и получить или повысить навык работы в самых популярных редакторах — CourseLab, Captivate и Storyline. Если нет прямой потребности в этом, но как-то хотелось бы больше креатива в своих действиях, можно купить у них «Чемоданчик разработчика». Он не такой «тяжелый» в финансовом плане, но бесценный по содержанию для начинающих разработчиков. Лично я приобрел его по очень хорошей предновогодней акции.

С руководителем компании Александром Воробьевым мне доводилось пообщаться и через Facebook, и живьем на «Искусстве разработки», подонимать его вопросами об Articulate Storyline, на которые он охотно и подробно отвечал, за что ему большая благодарность. Посредством сети беседовал и с интересным специалистом по CourseLab и методологии разработки курсов Юлией Григорьевой, и с гуру Adobe Captivate Владиславом Волоховым, у которого есть свой тематический сайт Procaptivate и видеоканал — все открыты для диалога. Приятно, удобно, полезно.

Курсы, вебинары, бесплатные примеры, акции, интересные нестандартные примеры — всё это приятно получать от SRC Мультимедиа.

Владимир Наумов

Довелось на моем пути и немного поучиться у белорусского мастера педагогического дизайна Владимира Наумова. После знакомства с методиками Владимира у меня и возникло мое личное представление о том, кто, кого и при каких обстоятельствах должен учить. Он оперирует терминами педагогики, кибернетики и другими, неизвестными мне, а в моем лице другим таким же, переквалифицированным из иной сферы деятельности в eLearning. Просматривая архивные мастер-классы Владимира, можно услышать такую его фразу «сегодня будем много писать в блокнотах». Так вот, мой совет таким же, как я «нисколько не педагогам» — писать надо обязательно, но очень немного, чтобы не запутаться в пирамидах терминов, методиках, иностранных примерах, а суметь вычленить истину из всего непонятного, чтобы после такого раз и навсегда не завязать с электронным обучением, почувствовав себя абсолютно чужим на этом поле чудес. В его уроках есть много интересного и важного, начиная от постановки правильной цели курса. Ведь если ошибиться вначале, курс может привести к ненужным результатам, которые не принесут пользы обучаемым. Просто для неподготовленного уха в исполнении В. Наумова всё кажется настолько завуалировано, что можно запутаться.

Лично мне было бы более интересно его заключения и методики почитать в полноценной книге, спокойно, не торопясь, не отвлекаясь, чтобы постичь их суть, чем пытаться вникнуть за лимиты вебинаров. Мое поверхностное мнение — обучение у Владимира — глубоко проанализированное и детально структурированное, больше подойдет для вузовских курсов или каких-то очень глубоких произведений богатых компаний. Но в этом нет большого смысла при создании небольших потребительских курсов или однотипных симуляторов ПО. Слышал и такое мнение от коллег, чтобы полезно поучиться у Владимира, нужно для начала несколько лет плодотворно уже поработать в eLearning, чтобы смочь структурировать по его шаблону все имеющиеся и вновь полученные знания. Особенно полезна его учеба может быть для методологов с педагогическим образованием, или даже для тех, кто будет учить методологов, оценивать эффективность обучения, планировать, разрабатывать методологии.

Эпилог

Становится разработчиком курсов, естественно, лучше имея педагогические (андрагогические) основы, но жизнь диктует своё. Особенно во времена усиления кризиса количество центров дистанционного обучения увеличивается, дабы не тратить на перелеты и проживание командировочных сотрудников для очного обучения.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме