LIFEL
рекомендует

Elearning Elements — путевые заметки

07.06.2019
Андрей Матюков
Общий обзор конференции Elearning Elements 2019
Традиционно в конце мая состоялась главная конференция, связанная с электронным обучением — Elearning Elements 2019. Первое мнение после посещения — это то место, где встретишь максимальное количество лиц из тематической френдленты Facebook.
Красной линией двух интерактивных дней стала траектория обучения. А в виду того, что обсуждения проходили параллельно в четырех потоках, каждый участник соответствовал этой линии — т. е. выбирал себе путь по докладам конференции. Поделюсь мнением о собственном маршруте, разделив его на 5 отрезков. Кроме путевых заметок, это еще:

Нам с вами по пути

Чтобы никто не заблудился в лесу знаний, организаторы предоставили преподробный путеводитель. С таким универсальным пособием вопросы о том, куда пойти, кого посмотреть и послушать, не возникали.
Elearning Elements, Елена Тихомирова, elc
Говоря спортивным языком, началась конференция с предматчевого шоу, которое зарядило собравшихся на увлекательный и активный день.
Elearning Elements, Елена Тихомирова, elc
К слову, участников на этот раз собралось около 350, что более чем в 4 раза превысило численность первой подобной конференции, проходившей 11 лет назад. Продолжая об активностях, за первый же час первого дня главный организатор «ELearning ELements» ELена Тихомирова трижды увлекла аудиторию интерактивами:

  • Написать два мнения на самоклейках об eLearning настоящего и будущего времени, а затем наклеить на соответствующие доски
  • Ответить на вопросы посредством приложения Tellsy
  • Начертить карту пути слушателя

Темы заданий отвечали генеральной линии конференции, напоминающей о пути слушателя по изменению поведения. Задача организаторов обучения в таком случае — добиваться доверия приходящих к ним за знаниями, чтобы «встречи» не несли разовый характер. Для этого необходимо проектировать маршрут к результату. Сродни прокладке дороги — не разделяя обучение на отдельные курсы, как долгое бездорожье радовать редкими асфальтированными вставками. Другая аналогия, приведенная Еленой — это изучение музыки гаммами, не доводя дело до мелодии. Ведь не услышав знакомого или желаемого ритма спустя промежуток времени, обучающийся не видит смысла в бесконечном повторении надоедливых звуков. Ну, а если нам самим не нравятся бессмысленные «подачки», то почему же этим мы хотим увлечь тех, кто приходит к нам за знаниями. Поэтому вторая мысль «Слушатели не ОНИ, а МЫ». Делай как для себя, и другим это зайдет. Но зайдет, если вообще пойдет — если у них (у нас) будет к тому мотивация! Не путать с любопытством, которое живет недолго.

Ответственные за обучение должны подниматься над рутиной, чтобы видеть образ результата. Не галочки в СДО, а положительное влияние на начальные условия обучающегося и то, как он поведет себя в конкретной ситуации после обучения. Цель — изменить не знания, а действия, подкрепленные знаниями. И одним запоминанием этого не добиться.

Но меняться людям тяжело, ведь зачастую они действуют не рационально, а под влиянием эмоций. Это доказывают исследования одного из основоположников поведенческой экономики Даниэля Канемана. Психологи утверждают, что в нашем мозге есть две системы мышления — рациональная и эмоциональная. А их соотношение изображают в виде наездника на слоне.
Elearning Elements, Елена Тихомирова, elc
И если всадник строит планы и принимает решения, а слон всю свою энергию нацеливает в другом направлении, то о планах можно забыть. Поэтому людям очень сложно овладевать новыми привычками, когда умом понимаем, а душа, как говорится, к ним не лежит. Всаднику нужны знания, а слону нет.

Как быть наезднику?

  • находите яркие пятна, которые заинтересуют слона и сдвинут его с места, чтобы он чувствовал себя главным (работающие примеры, достижимые цели, руководства; показать, что путь начат не с нуля).
  • отмечайте маленькие победы (не запускайте слушателя в безмоментное пространство, дайте почувствовать удовлетворение от малых свершений; укажите начало и конец). Праздник нужен и для слона, и для наездника.
  • находите момент потребности, покажите, что нужно обучиться именно сейчас (что обучение будет не впрок, а уже после завершения будет приносить пользу).
  • выводите людей из изоляции (дайте возможность обучившимся об кого-то подумать, чтобы осознать полученный инсайт).

Проецируя эти тезисы на происходящее в дни конференции, маленькие победы в виде завершенных секций можно было отметить с единомышленниками не только беседой за кофе в шатре, но и под открытым небом, и играя в пинг-понг, мини-гольф или стреляя из гигантской ангри-рогатки. А учитывая контингент Elearning Elements, там и любой инсайт осознается быстрее — одни профессионалы вокруг.
Elearning Elements, Елена Тихомирова, elc
Как и в профессиональной конференции, в обучении такие важные моменты следует проектировать, и проще это делать при наличии программы, а не в разовых акциях. Главное, чтобы все участники этого большого пути осознавали, что они делают и на каком этапе находятся.

Дополняя вышесказанное, приведу несколько мудростей древнекитайского философа Лао-Цзы:

  • Путь в тысячу ли начинается с первого шага
  • Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет
  • Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха
  • Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме