Дискуссия с экспертами потока EdCorp конференции EdMarketLab

Онлайн-обучение – партнер бизнеса

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дискуссия с экспертами потока EdCorp конференции EdMarketLab

Под занавес первого дня конференции EdMarketLab в секции EdCorp (подробнее о ней по ссылке), состоялась дискуссия, модератором которой выступил Дмитрий Волошин - старший вице-президент управляющей компании в сфере современных образовательных технологий «ПроОбраз». Он привел цифры плачевности онлайн-образования в России и предложил три темы разговора:

  • контент
  • платформы
  • запросы рынка в онлайн-обучении

Согласно такой тематике был подобран и состав участников дискуссии. 

 

Наталья Царевская-Дякина - директор направления образовательных проектов Севергрупп ТТ

 

От лица крупного бизнеса Наталья Царевская-Дякина (Директор направления образовательных проектов Севергрупп ТТ) выразила сожаление о том, что в их случае нет универсального сервиса для решения образовательных запросов. Причем, они всегда открыты к предложениям, примеряют на себя все инновации и открыты для идей, взаимодействуя с целым рядом подрядчиков. Но не надо не забывать объемы таких запросов, ведь в одной только «Северстали» постоянно онлайн обучаются 28 тысяч сотрудников.

Естественно, не смогли они пройти мимо VR, и воспользовались услугами этой технологии для максимально приближенной имитации реальности сталеваров и других промышленных профессий. На такие проекты у «Северстали» уходит большой бюджет, но продолжается спрос и поиск новых идей. Тестируются всевозможные EdTech-стартапы, релизы, апдейты и передовые технологии.

Располагая исключительными экспертами, встала задача - переработать тонны внутреннего драгоценного контента для эффективного и быстрого обучения сотрудников, получая короткие модули «узнал - воплотил». Найти такую универсальную мультиварку, которая приготовит вкусное блюдо и разложит его по порциям, да еще и подправит дельной практикой, а на десерт предложит продуктивную проверку знаний, пока не удается. Не хватает образовательных методологий с использованием машинного зрения, искусственного интеллекта, конвейерных технологий, чтобы можно было не только эффективно обучать, но и безболезненно актуализировать контент.

И пока подрядчики не являются гигантами (не имея возможности выделения целых R&D команд по проекты, тестировки огромных объемов данных и т.д.), принято развиваться собственными силами и средствами.

 

Артем Маслов - основатель компании Unicraft

 

Артем Маслов (Основатель компании Unicraft) предложил свой вариант ответа на вопрос модератора об идеальной технологической образовательной платформе. Для начала им были предложены уточнения: идеальная для кого и о каком обучении идет речь - внутреннем или внешнем.

Для внешнего более актуальны инструменты продаж (лид-магниты, воронки, рассылки), для внутреннего же обучения фокус идёт на контроль и на эффективность, чтобы каждого довести для результата. Представляя свою платформу Unicraft, ориентированную на внутреннее обучение, о нем и продолжил дискуссию Артем.

И в этом случае одна из задач - с помощью платформы программировать поведение людей для получения от них прогнозируемых результатов. Также при выборе «идеальной» необходимо учитывать тренды:

  • «Мир усложняется и ускоряется». От платформы: быстрый результат, отклик, коррекции
  • «Война компаний за внимание пользователей». От платформы: microlearning
  • «Упрощение создание контента». От платформы: встроенный инструмент создания контента
  • «Мобильность». От платформы: иметь мобильное приложение

Малому и среднему бизнесу некогда разбираться в сложностях, им важнее оперативно создавать контент, хоть из такси с мобильного. В таком случае созданный таким образом, он моментально попадает в мобильное приложение причастных к нему. При этом всё должно быть не только быстро, но и качественно, в виду избалованности современного пользователя (порой и неосознанной) в плане UX/UI. Некрасивое и сложное приложение может раз и навсегда лишиться внимания потенциального пользователя.

А для удержания внимания стоит уже поучиться у разработчиков мобильных и компьютерных игр, которые могут удерживать людей у экранов часами, днями, годами. В плане вовлеченности технологии eLearning сильно отстают от профессиональных игроделов. В перспективе Артем видит движки, на которых можно будет создавать вовлекающих контент с траекторией удержания.

В плане эффективного контроля по модели Киркпатрика (вовлекся, понял, применил, повлиял на результат) сейчас LMS способны закрывать только первые два уровня, а в будущем будет развитие до 3 и 4 с возможностью обратной коррекции.

 

Михаил Милютин - со-основатель компании LEVEL

 

Про идеальный контент и где его искать поговорил Михаил Милютин (Со-основатель компании LEVEL). По разработке у контента три разновидности: внутренний, «провайдерский», коробочный.

Преимущества «коробок» - стоимость и срок внедрения, поэтому на них всегда есть и спрос, и предложения. Но практика показала, что «коробки» не имеют добавленной ценности в виду того, что вся соль в «фишках» компании, применяемых при создании контента. Ведь магия в обучении случается тогда, когда обучаемый ассоциирует себя с содержанием курса. Поэтому-то часто в тренингах не хватает саморефлексии, когда поиграв в ситуацию, возвращаясь на своё рабочее место, сотрудник не применяет полученные навыки, а соответственно и не меняется результат (и вновь привет Киркпатрику). Но если очно тренер может как-то это подкорректировать, то в дистанционке с этим большие проблемы.

Для получения не типового, а идеального контента необходимо проследить работу целевой аудитории «в полях», интервьюировать её, и кроме методологии учитывать особенности конкретной компании.

 

Роман Мандрик - основатель компании Skill Cup

 

Тему контента продолжил Роман Мандрик (Основатель компании Skill Cup), заключив об унылом (в среднем) состоянии контента в компаниях в виду давления скорости, отсутствия вкуса и организации обучения «для галочки». Внутренним драйвером заказчика или разработчика является, увы, не эффективность обучения. А руководство не лезет в слайды.

Так было, так еще есть, но прослеживается вектор изменения в лучшую сторону – почему? Потому что люди меняют работы и взаимно «опыляют» рынок как провайдеров, так и всей отрасли электронного обучения, выступая неким стандартом. И общая планка качества теперь постепенно растёт.

В частности сейчас новое слово говорят ребята из GrowTalent, которые «впрыснули» в eLearning новую энергию и заставили многих по-другому думать, принимать риски, взбодриться, шевелиться. Сотрудники, которые будут необратимо от них уходить, добавят свои веяния другим командам разработчиков. Перемешивание должно быть на уровне людей, а eLearning-конференции, и блоги про онлайн-обучение тому в помощь. Сейчас уже не так часто надо объяснять что-такое геймификация или сторителлинг, которые еще несколько лет назад были чем-то неосязаемым.

«Футурология больше в головах и в кадрах, чем в технологиях, а с контентом всё будет хорошо».

 

Александр Оганов - CEO UNIWEB и JetSkills

 

Поглубже в контент окунул аудиторию Александр Оганов (CEO UNIWEB и JetSkills). Методика хороша, когда наступает критическая масса данных. Любую методику можно валидизировать, а любую программу декомпозировать при наличии достаточного количества данных. При нехватке же данных, есть только один способ восполнить этот пробел – оцифровать аналитику. Методом диагностик и вычислений погрешности можно создавать индивидуальные планы. К примеру, 1000 человек прогнать по программе, найти корреляцию и выявить погрешности. В итоге 1/5 контента может оказаться неприменимой. Еще показательнее, когда не 1000, а 100000 человек со схожим типовым должностным профилем опробуют программу. Вот такую методологию уже можно масштабировать по компетентстному профилю без существенных уникальных доработок. Для этого опять же необходимо, чтобы была критическая масса системных ориентиров (например, целевой уровень некоего компетентстного профиля).

Идеальное будущее по словам Александра – насыщенное разного рода данными, на которые можно будет опираться для создание идеального контента.

 

Илья Шевцов - руководитель отдела обучения и развития сотрудников, Касторама

 

Опытом внедрения технологий онлайн-обучения под занавес дискуссии поделился Илья Шевцов (Руководитель отдела обучения и развития сотрудников, Касторама).

Миссия отдела обучения - предоставить тот контент, который требует бизнес. И это совсем не связано с количеством курсов, проходным баллом и галочками, поэтому в Кастораме отказались от KPI по обученности, чтобы не порождать гонку за показателями, а не за знаниями.

При выборе единой образовательной платформы для 9 стран (включая те, что с профсоюзами) учитывались у них следующие критерии:

  • Обязательное наличие мобильного приложения
  • Не узкий SCORM, а подробный TinCan
  • Взаимодействие платформ
  • Возможность генерации контента юзером
  • Возможность оценивать и делиться контентом
  • Встроенная геймификация для внутренней гонки розницы

Отечественных решений на 78000 пользователей не нашлось, выбрали Success Factors от SAP.

 

Дмитрий Волошин - старший вице-президент управляющей компании в сфере современных образовательных технологий «ПроОбраз»

 

Подытоживая дискуссию, Дмитрий Волошин неразвитость отечественного рынка онлайн-образования обозначил в том, что многие еще по-советски ждут, что их должны учить и развивать. И на посошок спросил спикеров о том, верят ли они, что наши люди поймут-таки ценность образования и сами регулярно будут стремиться получать знания. Ответы были таковы:

  • да, без KPI, а искренне, включая руководителей наравне с линейным персоналом,
  • когда-то да, потому что все захотят быть трудоустроены,
  • да, в долгосрочной перспективе, причем будут учиться быстрее и быстрее – земля разгоняется,
  • это уже происходит, т.к. люди уже платят за курсы,
  • зависит от руководства,
  • конечно да!

Разработка электронных курсов, eLearning
Slider