К основному контенту
LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Филипп Чурилов

14.10.2023
Андрей матюков
В e-Learning нравится трансляция знаний на широкий круг лиц
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Филипп и его путь в нашем любимом e-Learning.
Филипп Чурилов
Автор и редактор в eLearning, EdTech и медиа
  • Как и откуда ты пришёл в e-learning, кем успел побывать до этого?
По образованию я экономист-международник со знанием иностранных языков. Летом 2008 года я искал подработку перед пятым курсом: листал вакансии, писал сопроводительные письма. Мне позвонил брат, который вместе с коллегами недавно основал ЦРММ, и предложил пойти к ним «писать сценарии для электронных курсов». Я не имел ни малейшего понятия, что это, но это было связано с текстами, а с текстами у меня исторически ладилось. Получается, что eLearning стал моей первой официальной работой.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
В ЦРММ я был автором контента и позже тимлидом сценарного отдела с функциями sales- и project-менеджера. Выезжал к заказчикам, обсуждал задачу, писал концепцию и ТЗ на макеты или демоверсию, презентовал идею, а потом либо сам писал материалы, либо редактировал их за членами команды.

Со временем я начал заниматься разными направлениями с общим ядром вокруг текстов и смыслов: работал шеф-редактором онлайн-СМИ на испанском языке, контент-редактором в ИТ-акселераторе, пиарщиком в «железном» ИТ-стартапе и руководителем отдела контент-маркетинга в стартап-студии.

Сейчас я совмещаю eLearning с продвижением ИТ-стартапов и продуктовой редактурой в медицинской компании и веду про это Telegram-канал. У меня есть проект по созданию авторской библиотеки контента, а более глобальная амбиция — запустить и развить EdTech-стартап.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Больше всех повлияла бесконечная конкуренция с другими провайдерами, которых звали на те же тендеры, конкурсы и встречи, что и ЦРММ. Образование у меня из другой сферы, ДПО я не получал, поэтому все мои знания и навыки — напрямую из практики и профессионального соперничества с другими компаниями на рынке, дополненные большой насмотренностью.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
Читаю профильные Telegram-каналы, статьи в бренд-медиа образовательных проектов, книги по работе мозга и памяти. Слежу за прогрессом нейросетевых технологий. В библиотеке лежат книги по дизайну образовательного опыта и проектированию учебных программ, которые пока не прочитал.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
Из коммерческой редактуры. Когда-то давно я для себя сформулировал, что «хороший учебный курс может быть написан чёрным текстом на белом фоне», а иллюстрации, интерактивные элементы, анимация и прочее — это вспомогательные инструменты, которые делают дорогу к «хорошему курсу» проще и быстрее. Но если текст в основе курса плохой, никакая анимация и картинки его не спасут.

Коммерческая редактура учит решать задачи бизнеса с помощью текста — я считаю, что этот опыт можно распространить и на задачи обучения.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Конструкторы лонгридов. Я начал использовать Articulate Rise в 2020 году и был очень доволен, но когда они запретили продажи в РФ, я принципиально не стал искать обходных путей в виде иностранной карты или посредника. Сейчас у меня активные подписки на три российских сервиса — Курсэдитор, Scroll и iSpring Page.

Для обработки видео использую Movavi или бесплатный Clipchamp, с дизайнерами работаем в Figma.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Сама его фундаментальная идея — «трансляция знаний на широкий круг лиц». Возможность своим вкладом повлиять на то, как работают сотни или тысячи людей. Когда мы делали курсы для РЖД, я знал, что эта работа так или иначе коснётся 15 000 человек. В проектах для линейного персонала Сбера эта цифра могла быть ещё больше.

Конечно, никто из них никогда не узнает, кто написал эти курсы, но если они изучили материал, начали применять новые подходы и в итоге получили премию или пошли на повышение, то автор, получается, напрямую повлиял на их жизнь в лучшую сторону. Это очень вдохновляет.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Смотря что считать достижениями. В 2012 году я предложил, и мы сделали welcome-курс в виде «бродилки» с локациями, картой, инвентарём и тайной комнатой — это был хит, вариации на тему которого у нас заказывали ещё года три. В 2015 году я спроектировал курс для большого рекламного агентства, который позже претендовал на бизнес-премию в области HR.

Наверное, самым большим достижением назову вклад в ВВП страны — если каждый из десятков тысяч сотрудников корпораций, которые проходили наши курсы, стал работать хотя бы на 1% лучше, то в сумме это очень существенный экономический рост.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
Сложный вопрос. Индустрия большая, сложная и разнообразная: то, что не нравится мне, вполне может быть желанным в другой ситуации или для другого специалиста. К тому же я смотрю со стороны автора контента, а не разработчика.

В учебных продуктах мне не нравится засилье видеороликов, плохие тексты и некрасивая вёрстка, которыми «славится» инфобизнес и неудачные асинхронные курсы.

В корпоративном обучении мне не нравится отсутствие гибкости в угоду стандартизации и отчётности.

В подготовке кадров для индустрии мне не нравится усложнение надстройки при игнорировании базиса — базисом я считаю «умение написать понятный текст» как ядро компетенций автора контента, а надстройкой — бесконечные фреймворки, подходы, методики, «лучшие практики» и прочие волшебные таблетки, которые не имеют смысла без умения понятно доносить материал.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
Я считаю, что было бы полезно иногда сознательно отходить от эффективного разделения труда, при котором команда разработки дробится на эксперта, методолога, методиста, автора, редактора, верстальщика, дизайнера, монтажера и так далее, и возвращаться к небольшим командам разноплановых специалистов, которые могут экспериментировать с форматами.

В каком-то смысле это повторение истории про неповоротливые корпорации, которые создают внутри себя инновационные подразделения с расширенными полномочиями и без бюрократии, чтобы внести свежие идеи в отлаженные процессы с устаревающим результатом.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Запустить и развить собственный EdTech-проект.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Верхнеуровневый совет: постоянно ставить себя на место пользователя. Это поможет избежать «прикольных», но лишних интерактивностей, громоздкого текста, кислотных иллюстраций, изобилия кнопок и слишком сложных механик.

Приземлённый совет: изучить и применять правила типографики. Правильные кавычки, тире вместо минусов, отсутствие «висячих» предлогов и другая гигиена делают текст учебного курса визуально чище и проще для чтения.

Если этого не сделал автор (хотя должен), пусть это сделает дизайнер. Если этого не сделал дизайнер (хотя было бы здорово), пусть это сделает верстальщик. Если этого не сделал верстальщик (хотя можно было спасти ситуацию), пусть это сделает тестировщик. Если этого не сделает тестировщик (хотя это была последняя надежда), в релиз пойдёт непрофессиональная работа. Не надо так ©.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме