К основному контенту
LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Александр Воробьев

07.11.2024
Андрей матюков
В e-Learning нравится с помощью обучения влиять на конечный результат
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Александр и его путь в нашем любимом e-Learning.
Александр Воробьев
Эксперт e-Learning
  • Как и откуда ты пришёл в e-learning, кем успел побывать до этого?
Первые мои шаги в e-Learning были ещё в школе, хоть тогда я не знал, как это называется. В среде разработки IBM LinkWay я программировал тесты по биологии, дополняя вопросы картинками. Итогом чего для меня стали две пятерки — по биологии и информатике. Вот тогда я понял, что в этом есть какие-то плюсы.

Потом у меня был первый институт — авиационно-технологический. Я учился на кафедре экологии и промбезопасности, и мое увлечение IT-технологиями привело меня к тому, что диплом инженера я писал по теме «Как тестировать и оценивать специалистов по промбезопасности».

Затем, после пары лет работы в космической тематике ФГУП ЦНИИ «Комета», я перешел в SRC. Это тот коллектив, с которым я провел много-много лет и профессионально рос. Изначально это был учебный центр с очными тренингами без какого-нибудь e-Learning, и у его руководителя, Ирины Ткачёвой, появилась идея попробовать учить людей в формате онлайн. Некоторые наиболее популярные в то время тренинги решили перенести на наш учебный портал, его внедряли на платформе NauLearning от компании NAUMEN, но интернет тогда был слабый, и обучаться с помощью видео-формата через интернет было нереально.

В 2004-м мы начали создавать программные продукты для обучения. Первым был «Портфель директора», который состоял из видеотренингов с упражнениями в виде кейсовых заданий и тестов по управленческим тематикам. Мы его в кожаном портфеле продавали с набором компакт-дисков. Во второй серии курсов мы уже создали интерактивные упражнения на Flash. Всё программировали сами с нуля, конструкторов электронных курсов тогда еще не было.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
В SRC я пришёл на должность менеджера по дистанционному обучению, что бы это ни значило на тот момент. Начинал один, потом постепенно стала развиваться команда, а мне пришлось проходить, наверное, вообще все возможные функции — в основном, методические и организационные. И хоть технически с точки зрения верстки и программирования мне было легче, но когда появились конструкторы курсов, то пришлось глубоко погружаться в их возможности, самому пытаться что-то на них собирать.

Один из первых опытов разработки более привычных для нас корпоративных курсов был с Норильским Никелем. Тогда мы сами технически ничего делать особо не умели и привлекли минскую студию анимации во главе с Андреем Дюсьмикеевым. Мы писали контент и сценарий под тренинг по тайм-менеджменту, а они на чистом Flash технически это реализовывали.

После того проекта, пообщавшись с заказчиками, поняли, что начинается эра такого электронного обучения, и крупные компании начали внедрять LMS. Первыми были промышленные гиганты — Северсталь, Норильский Никель, Русал. Было это в годах 2004-2005. Компаниям не хватало контента, и мы решили проинвестировать в это направление и выпустить серийную библиотеку готовых электронных курсов. Года за 2 мы разработали около 40 флэш-курсов.

Конструкторами курсов тогда и не пахло, поэтому мы сделали свой примитивный редактор электронных курсов, в который вносили данные в XML-формате, а отдельный плеер их проигрывал. Соответственно, тогда мы глубоко разобрались технически с форматом SCORM, чтобы из курсов передавать данные в LMS.

Параллельно с этим мы начали активно заниматься разработкой различных корпоративных курсов на заказ в качестве провайдера. Было множество тематик и заказов, и с тех пор этот процесс не прекращается. Много лет это был полный цикл программирования с нуля на Flash. Затем постепенно стали появляться первые средства разработки курсов, мы их все начали пробовать в деле. Это были Courselab, Adobe Captivate и Articulate Storyline.

Полноценно переходить к авторским средствам мы стали с 2012 года. Это был большой тираж курсов для Роснефти, и мы посчитали, что не сойдемся с точки зрения экономики, если будем всё программировать сами. Тогда наш выбор пал на Captivate, на тот момент он показался более продвинутым. Но затем быстро перешли на Storyline, и он стал нашим основным средством разработки курсов.

Главная сложность при разработке таким поточным способом была в том, что мы привыкли реализовывать любые наши методические задумки — могли запрограммировать любые уникальные интерактивности. С авторскими средствами пришлось себя ограничивать, тем более с их первыми версиями. Пришлось сдерживать свою фантазию. А мы всегда на рынке держали довольно высокую планку качества работ.

Несмотря на то, что мы занимались и программированием, и дизайном, основными нашими компетенциями всегда были методические. С 2014 года я начал проводить первые очные тренинги по электронному обучению — по методике разработки курсов, по внедрению СДО. Чуть раньше, Учебный центр SRC был преобразован в Бизнес-Школу и в 2016 году мы с партнёрами решили открыть онлайн-школу e-Learning Мастер по подготовке специалистов корпоративного дистанционного обучения, которая действует по сей день. Первоначальная концепция сильно не поменялась, у нас там три основных направления: методика электронного корпоративного электронного обучения, работа с программным обеспечением (конструкторы и системы), организация процесса обучения в компании. В рамках этой школы мы подготовили очень много разработчиков, методологов, администраторов корпоративного обучения.

По сути, я больше IT-шник, чем методолог, поэтому параллельно мы под заказ компаний и на продажу для рынка выпускали много разных IT-продуктов. Это были HR-системы, системы оценки 360 градусов, различные редакторы, в частности, редактор создания диалоговых тренажеров SalesUP для отработки навыков переговоров и продаж. Потом подобные тренажеры стали появляться в составе конструкторов курсов.

Выгодным отличием нашего редактора было то, что помимо переговорной истории, у нас формировалась корзина продуктов, которым нужно было обучить сотрудника, чтобы в диалоге предлагать разные продукты, тем самым изучая ассортимент товара. У нас был сразу зашит процесс геймификации с баллами, звездочками, рейтингами, а также то, что сейчас активно используется в квизах — система битв. У нас это уже было в 2015 году. К сожалению, вместе с уходом Flash ушел и SalesUP, вовремя не сориентировались перевести его на HTML5.

Еще в свое время мы сделали прародитель учебных чат-ботов eLearnExpert. Он позволял вести текстовый диалог с системой. Там была своя довольно сложная классификация вопросов и редактор, который нам позволял это все настраивать. Ученик мог писать развернутые ответы, а система анализировала их, выставляла баллы и давала комментарии. Каждый свой курс еще в 2008 году мы оснастили таким электронным помощником. Сделали тогда это в сотрудничестве с Александром Ивановичем Стригуном, он разработал концепцию компьютерных интеллектуальных тьюторов, и если я не ошибаюсь, он работал тогда заведующим кафедрой в Международном банковском институте. И позже, в этом институте все кафедры применяли таких тьюторов для обучения студентов. В нашем проекте Александр Иванович выступил в качестве идеолога и методолога системы.

Когда мы стали производить мультимедийные продукты, то стали называться SRC Multimedia. Теперь я действую самостоятельно, как основатель и генеральный директор компании. Сейчас у меня три крупных направления деятельности: первое — создание контента в SRC Multimedia, второе — онлайн-школа e-Learning Мастер и третье — zero-code-платформа по созданию, редактированию и просмотру контента дополненной реальности ARgument.
  • можно подробнее про дополненную реальность в обучении?
Дополненной реальностью в обучении я увлечен последние лет пять. В первый раз я с ней столкнулся в 2012 году, когда мы делали серию проектов для Роснефти. Это были курсы в 3D-пространстве. Тогда мне где-то в интернете попалась AR-технология, мы начали эту тему изучать и сделали пилотный проект. Смартфоны тогда еще это не тянули, поэтому нужно было перед веб-камерой компьютера держать в руках специальные карточки с маркерами, которые играли роль QR-кодов. А на экране отображалась трехмерная модель соответствующего этой карточке объекта с пояснениями.

В то время я как раз пошел учиться в Высшую школу экономики на бизнес-информатику, где писал магистерскую работу про использование и применение дополненной реальности в корпоративном обучении. Мне было интересно совместить науку, педагогику и технологии, чтобы правильно это использовать в корпобучении. Но, к сожалению, мои выводы тогда были неутешительными. Вроде всё должно было быть нормально, но технологии еще не дотягивали. Клиентам неудобно было крутить перед экраном карточками. И хоть ту работу я защитил на «отлично», но разработки пришлось отложить года до 2017-го.

Тогда наш другой давний клиент — Ростелеком попросил придумать что-нибудь интересное с дополненной реальностью. Это был отдел внутренних коммуникаций, им нужна была какая-то идея для объединения сотрудников по всей стране. Результатом наших совместных мозговых штурмов стала большая распечатанная карта с обозначением городов-хабов Ростелеком. При наведении смартфоном на них можно было получить разный контент в зависимости от событий. С точки зрения обучения, к примеру, лучшие сотрудники на видео рассказывали, как им это удалось и что нужно сделать, чтобы стать лучшим.

Причем, на тот момент у нас еще не было полноценного редактора, какой стал потом, чтобы клиенты сами могли создавать маркеры и привязывать к ним актуальный контент. Он появился в 2019 с кейсом ЛУКОЙЛ — интерактивная рабочая тетрадь. Там ARGUMENT используют при проведении тренингов по принципу перевернутого класса. Теорию сотрудники предварительно изучают сами, просматривая видео-контент с рабочей тетради, а с полученными знаниями уже участвуют в тренингах. Мы внедрили им свою систему на их IT-мощности и точно знаем, что они много обучают сотрудников в таком смешанном формате: и в офисе, и на производстве, и на заправках. Тогда же мы интегрировались с WebTutor. Можно было из контента дополненной реальности переходить в приложение LMS и вдобавок пройти электронные курсы или сдать тесты.

Дополненная реальность может выступать инструментом получения контента с объектов окружающего мира. С ней можно получать не только обучающие материалы, но и информационные — например, о продукции компании, так это было в кейсе с компанией ECCO, где обучались продавцы в розничных точках. И так как мы в первую очередь много лет занимались корпоративным электронным обучением, то и клиенты у нас в основном из этой сферы, с большим разнообразием интересных кейсов. Меня эта тема до сих пор интересует и продолжает радовать. Иногда открываются неожиданные применения. Один интересный случай был с компанией Softline, когда они начали использовать дополненную реальность при проведении вебинаров. Люди телефоном наводятся на экран компьютера и получают дополнительный контент или отвечают на вопросы, тем самым меняя канал восприятия информации. Это оказалось эффективно с точки зрения мотивации и активации внимания учеников. Уже не просто пассивно сидишь и засыпаешь, а должен сам что-то добыть. Особенно это работает, когда еще и преподаватели активные с увлекательными презентациями. Подобным образом нашу платформу используют вузовские преподаватели, в частности, в МГППУ на кафедре экстремальной психологии. Есть еще экзотические примеры внедрения дополненной реальности в SCORM курсы.

А года полтора-два мы довольно активно работаем с музеями. Помимо дополненной реальности им нужно много мультимедийного контента для интерактивных столов и панелей. Технологически для нас это все то же самое. Наше конкурентное преимущество, благодаря чему мы для музеев делаем контент гораздо дешевле, нежели это сейчас принято на рынке, — это то, что мы всё делаем в привычном Storyline. Практически 90% потребностей закрывается стандартным конструктором, какие-то мелочи докручиваем.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Старт в этом деле мне дала Ирина Ткачева в SRС, поддерживая мои идеи и проекты. Но больше всего, конечно же, повлияли клиенты. Своей требовательностью, пониманием, задачами, которые нам ставили по процессу обучения и разработке электронных курсов. Потому что греха таить, мы учились на своих ошибках, а платили за это, как правило, клиенты.

К примеру, Северсталь и Елена Погодина. Мы в свое время много с ними работали, много чего старались дорабатывать, перерабатывать. Они нас терпели, а мы постепенно сами развивались и педагогически, и методически, и технически. Учились взаимопониманию с клиентами.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
Основы менеджмента, педагогики и тренерского мастерства я получил у той же Ирины Ткачёвой. В своё время что-то я почерпнул у ранее упомянутого Андрея Дюсьмикеева. Много давали конференции с постоянным обменом опытом. Был даже журнал E-Learning World. Елена Тихомирова тогда организовала сообщество E-Learning PRO. Теперь обмену опытом способствует сообщество Digital Learning Паши Безяева. Сейчас и статей можно много всяких найти, а раньше было непонятно, где все это брать, когда просто еще не существовало экспертов e-Learning. Были педагоги и отдельно были технари, а совмещать эти компетенции в России тогда еще не умели. Все брали по крохам в разных отраслях и пытались применять.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
В основном это были сторонние сферы — реклама, геймдизайн. Много анализировалось сайтов и проектов наших конкурентов, с которыми мы все дружим. Всегда интересно посмотреть, когда люди публично выкладывают свой опыт в интернет. В частности, когда на наш рынок вышел Роман Мандрик с Action Learning, он показывал лучшие иностранные кейсы и предлагал свою реализацию. Кстати, именно они задрали тогда планку в России с точки зрения качества. Они создавали очень классные, дорогущие проекты. До этого на нашем рынке никто такие проекты не делал с точки зрения визуала, оформления, восприятия.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Много лет для меня это был Articulate Storyline. Хотя для разработки слайдовых курсов он таким и остается. Но сейчас мой любимый программный продукт — это ARgument. Это классная штука, когда дополненную реальность можно создать буквально за несколько кликов и применять ее в обучении.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Наверное, креативность и результаты. То, что мы с помощью e-Learning получаем кейсы, которые демонстрируют прямое влияние обучения на конечный результат. Когда мы учим сотрудника ради улучшения его работы и деятельности, и затем можем измерить цифры и увидеть эффект.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
В свое время, было много побед и премий: начиная от «Портфеля директора» — медаль за лучшую разработку на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2004»; диалоговый симулятор «Менеджер АЗС» на базе SalesUP победил в номинации «Лучший электронный курс, созданный внешним подрядчиком» в конкурсе «Искусство разработки электронных курсов-2015». А из нового — несколько премий с ARgument, последняя из которых — первое место среди инновационных EdTech-компаний в конкурсе Сбера.

Но основным достижением я считаю, что в нашей школе e-Learning Мастер мы подготовили большое количество специалистов по электронному обучению для нашей отрасли, для нашей страны. Второе — это ARgument, который стал первым профессиональным конструктором использования дополненной реальности в обучении. Мы в этом проекте системно занимаемся изучением кейсов и как AR может принести пользу в обучении персонала. Надеюсь, что еще много чего нового придумаем — и проектов, и продуктов.

Также к одной из своих личных заслуг могу отнести популяризацию Articulate Storyline в России.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
Если говорить в плане софта, то с уходом Storyline из России и остановкой поддержки CourseLab стало не хватать полноценного развивающегося конструктора, чтобы профессионально создавать слайдовые курсы. Сейчас вот активно разрабатывается полноценное авторское средство MiriSlide, может получиться классный продукт, посмотрим, во что вырастет.

С точки зрения сообщества и обмена опытом, вроде много чего сейчас делается. И конференций, и онлайн-мероприятий, и премий хватает.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Учиться и не бояться. Дерзайте, и все получится. Не страшитесь ошибок. Получили опыт, пошли дальше.

//Еще больше про дополненную реальность в обучении и не только можно найти в канале Александра Человек с телефоном
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме