В SRC я пришёл на должность менеджера по дистанционному обучению, что бы это ни значило на тот момент. Начинал один, потом постепенно стала развиваться команда, а мне пришлось проходить, наверное, вообще все возможные функции — в основном, методические и организационные. И хоть технически с точки зрения верстки и программирования мне было легче, но когда появились конструкторы курсов, то пришлось глубоко погружаться в их возможности, самому пытаться что-то на них собирать.
Один из первых опытов разработки более привычных для нас корпоративных курсов был с Норильским Никелем. Тогда мы сами технически ничего делать особо не умели и привлекли минскую студию анимации во главе с Андреем Дюсьмикеевым. Мы писали контент и сценарий под тренинг по тайм-менеджменту, а они на чистом Flash технически это реализовывали.
После того проекта, пообщавшись с заказчиками, поняли, что начинается эра такого электронного обучения, и крупные компании начали внедрять LMS. Первыми были промышленные гиганты — Северсталь, Норильский Никель, Русал. Было это в годах 2004-2005. Компаниям не хватало контента, и мы решили проинвестировать в это направление и выпустить серийную библиотеку готовых электронных курсов. Года за 2 мы разработали около 40 флэш-курсов.
Конструкторами курсов тогда и не пахло, поэтому мы сделали свой примитивный редактор электронных курсов, в который вносили данные в XML-формате, а отдельный плеер их проигрывал. Соответственно, тогда мы глубоко разобрались технически с форматом SCORM, чтобы из курсов передавать данные в LMS.
Параллельно с этим мы начали активно заниматься разработкой различных корпоративных курсов на заказ в качестве провайдера. Было множество тематик и заказов, и с тех пор этот процесс не прекращается. Много лет это был полный цикл программирования с нуля на Flash. Затем постепенно стали появляться первые средства разработки курсов, мы их все начали пробовать в деле. Это были Courselab, Adobe Captivate и Articulate Storyline.
Полноценно переходить к авторским средствам мы стали с 2012 года. Это был большой тираж курсов для Роснефти, и мы посчитали, что не сойдемся с точки зрения экономики, если будем всё программировать сами. Тогда наш выбор пал на Captivate, на тот момент он показался более продвинутым. Но затем быстро перешли на Storyline, и он стал нашим основным средством разработки курсов.
Главная сложность при разработке таким поточным способом была в том, что мы привыкли реализовывать любые наши методические задумки — могли запрограммировать любые уникальные интерактивности. С авторскими средствами пришлось себя ограничивать, тем более с их первыми версиями. Пришлось сдерживать свою фантазию. А мы всегда на рынке держали довольно высокую планку качества работ.
Несмотря на то, что мы занимались и программированием, и дизайном, основными нашими компетенциями всегда были методические. С 2014 года я начал проводить первые очные тренинги по электронному обучению — по методике разработки курсов, по внедрению СДО. Чуть раньше, Учебный центр SRC был преобразован в Бизнес-Школу и в 2016 году мы с партнёрами решили открыть онлайн-школу
e-Learning Мастер по подготовке специалистов корпоративного дистанционного обучения, которая действует по сей день. Первоначальная концепция сильно не поменялась, у нас там три основных направления: методика электронного корпоративного электронного обучения, работа с программным обеспечением (конструкторы и системы), организация процесса обучения в компании. В рамках этой школы мы подготовили очень много разработчиков, методологов, администраторов корпоративного обучения.
По сути, я больше IT-шник, чем методолог, поэтому параллельно мы под заказ компаний и на продажу для рынка выпускали много разных IT-продуктов. Это были HR-системы, системы оценки 360 градусов, различные редакторы, в частности, редактор создания диалоговых тренажеров SalesUP для отработки навыков переговоров и продаж. Потом подобные тренажеры стали появляться в составе конструкторов курсов.
Выгодным отличием нашего редактора было то, что помимо переговорной истории, у нас формировалась корзина продуктов, которым нужно было обучить сотрудника, чтобы в диалоге предлагать разные продукты, тем самым изучая ассортимент товара. У нас был сразу зашит процесс геймификации с баллами, звездочками, рейтингами, а также то, что сейчас активно используется в квизах — система битв. У нас это уже было в 2015 году. К сожалению, вместе с уходом Flash ушел и SalesUP, вовремя не сориентировались перевести его на HTML5.
Еще в свое время мы сделали прародитель учебных чат-ботов eLearnExpert. Он позволял вести текстовый диалог с системой. Там была своя довольно сложная классификация вопросов и редактор, который нам позволял это все настраивать. Ученик мог писать развернутые ответы, а система анализировала их, выставляла баллы и давала комментарии. Каждый свой курс еще в 2008 году мы оснастили таким электронным помощником. Сделали тогда это в сотрудничестве с Александром Ивановичем Стригуном, он разработал концепцию компьютерных интеллектуальных тьюторов, и если я не ошибаюсь, он работал тогда заведующим кафедрой в Международном банковском институте. И позже, в этом институте все кафедры применяли таких тьюторов для обучения студентов. В нашем проекте Александр Иванович выступил в качестве идеолога и методолога системы.
Когда мы стали производить мультимедийные продукты, то стали называться
SRC Multimedia. Теперь я действую самостоятельно, как основатель и генеральный директор компании. Сейчас у меня три крупных направления деятельности: первое — создание контента в SRC Multimedia, второе — онлайн-школа
e-Learning Мастер и третье — zero-code-платформа по созданию, редактированию и просмотру контента дополненной реальности
ARgument.