LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Павел Безяев

16.10.2023
Андрей матюков
Моя мечта в обучении, чтобы вся наша сфера стала максимально дружелюбной и прозрачной
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Павел и его путь в нашем любимом e-Learning.
Павел Безяев
Лидер сообщества Digital Learning
  • Как и откуда ты пришёл в e-learning, кем успел побывать до этого?
В e-Learning или онлайн-обучение я попал совершенно случайно, когда учился на инженера-радиотехника в Ульяновском Политехе. Однажды, когда я уже заканчивал обучение на бакалавра и поступал в магистратуру, увидел объявление о том, что в нашем университете создан какой-то институт дистанционного образования, и туда требуются сотрудники с хорошими навыками в сфере IT.

Мы с двумя моими одногруппниками-друзьями откликнулись на это объявление, и дальше началась какая-то невероятная история. Оказалось, что дистанционное обучение там было сделано в виде преподавателей, которых возили на Газели по регионам, где они устраивали такие «удалённые» лекции и зачеты. И вот это нужно было перевести действительно в онлайн. Тогда мне дали диск, на котором была пиратская копия популярной на тот момент LMS, и мы должны были с нуля разрабатывать концепцию дистанционного обучения. А как вообще делать электронные курсы и распространять их? В 2002 году у большинства студентов ещё не было ни компьютеров, ни интернета.

Но мы смогли — создали целую сеть компьютерных классов в регионах Ульяновской области, разработали курсы. И вот к 2005 году у нас уже восемь тысяч студентов училось в дистанционном формате. Было развёрнуто несколько десятков серверов, с которых мы вручную синхронизировали информацию об обучении на центральный сервер. Вот так всё это началось.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Мне кажется, я был во всех ролях. Соответственно, начинал с того, что внедрил эту историю в вузах. Потом работал в бизнес-школе, где разворачивал, поддерживал и развивал дистанционный MBA. Работал на стороне компаний-провайдеров, которые разрабатывали и внедряли LMS и курсы.

Потом пошел уже внутрь корпоративного обучения, в HR, где тоже разворачивал дистанционное обучение, автоматизацию обучения, разрабатывал курсы, создавал команды по разработке курсов, обучал сотрудников разрабатывать курсы. До того, как я полностью ушёл в развитие нашего сообщества Digital Learning, я семь лет отвечал за это направление в компании Газпром нефть. В общем-то, со всех сторон посмотрел на эту тему.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Первый мой опыт и был самой большой школой жизни в e-Learning, когда за несколько месяцев из студента я превратился в человека, который отвечал за масштабнейший проект. Для меня было удивительно, что можно, используя минимальные ресурсы, влиять на жизнь, менять жизнь сотен, а потом и тысяч людей. Что можно выстраивать и масштабировать системы, которые при минимальных усилиях могут создавать такой эффект.

Вот именно та история с ответственностью, масштабированием, появлением гигантского рычага, которым можно поднять мир, меня и вдохновила. Пришлось очень быстро учиться, чтобы из студента превратиться в руководителя огромного подразделения с многочисленными задачами и постоянным поиском каких-то новых решений. Притом, что-то мы в прямом смысле изобретали, потому что просто не было доступа к какому-то опыту. Это позже мы начали подключаться к лучшему международному опыту, что ещё больше вдохновило.

Эта ключевая история потом поддерживала меня на протяжении всей жизни и карьеры, позволяя не замечать вообще никаких границ и препятствий. Поэтому я считаю, что в обучении можно сделать всё, что угодно, без каких-либо ограничений.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
Не секрет, что уже много лет я развиваю сообщество Digital Learning и многое сейчас узнаю оттуда. И к тому же, я всю свою жизнь верю, что быстрейшему развитию способствуют две составляющие — это постоянная практика и обмен опытом с коллегами, единомышленниками, теми, кто создает что-то подобное. Чем амбициознее твоя задача и чем больше ты открыт к тому, чтобы брать что-то у других и делиться тем, что создаёшь сам (сообщества, конференции, постоянный обмен опытом), тем быстрее ты развиваешься. Ты остановишься в развитии, если начнёшь верить, что уже достиг таких высот, при которых учиться могут только у тебя, а тебе самому уже не осталось ничего нового узнавать.

Всегда на любой проект я смотрю не с точки зрения того, что это всё уже было лет 10−20 назад, а ищу в нём что-то новое — что можно сделать по-другому, учитывая новые технологии и подходы. Что бы сделали другие, чему можно было б у них поучиться.

Поэтому постоянная открытость новому, постоянное погружение в разные новые практики, взаимодействие в рамках сообщества, конференции, онлайн-встречи — это мой самый главный источник знаний.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
Из общения с широким кругом людей, увлеченных своим делом, из их каких-то ярких проектов, находок. Вот в данном случае, если я говорил про конференции как источник знаний, то, например, Премия Digital Learning, которую мы проводим второй год подряд, позволяет погрузиться в мир самых последних разработок в сфере онлайн-обучения и вообще обучения. Позволяет вдохновляться неожиданными решениями.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Сложно выделить какой-то один любимый софт, потому что постоянно появляется что-то новое и удобное под определенные задачи. Но точно я никогда не забуду ощущение от той первой LMS, когда мы открывали её возможности, осваивали, внедряли. Вспоминаю также RoboDemo (предшественник Captivate), с помощью которого можно было удобно, не вручную, записывать тренажеры, симуляторы ПО.

В общем, каждый новый инструмент, который появляется и подходит к какой-то задаче, он меня увлекает и становится в этот момент любимым.

Вот сейчас мы просто и удобно организовывали Академию Digital Learning на iSpring Learn, который в данный момент стал моим, можно сказать, любимым инструментом. Вебинары я уже много лет провожу на Webinar.ru, и это мой любимый инструмент для вебинаров и синхронного онлайн-обучения. И так далее, и так далее. Под каждую задачу есть какой-то любимый софт.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Больше всего мне нравится безграничность масштаба. Этот бесконечный рычаг при разумных вложениях позволяет достигать практически безграничного эффекта. Достаточно проявить смекалку, выбрать правильный подход, и можно тиражировать, масштабировать, продвигать, развивать какую-то тему до бесконечности. И это поразительно, конечно, и это здорово.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Сложно что-то выделить из всей профессиональной карьеры. В далекое прошлое возвращаться уже нет смысла. Выбирать из того, что было за последнее время, тоже непросто.

Но самым своим большим достижением в e-Learning я бы всё-таки назвал создание сообщества Digital Learning, которое развивает наше направление, делает его всё более современным, актуальным, разумным, со здравыми подходами. Мы прорываемся через тернии к звездам. Постоянные споры сочетаются с возвратами к чему-то, но с каждым разом мы выходим на какой-то новый цикл, новый уровень. А масштабы, до которых мы дошли, не могут не радовать. Эти огромные конференции, эта регулярность наших онлайн-встреч, это постоянное развитие — это всё то, что нравится мне больше всего.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
Больше всего не нравится продолжать применять слово e-Learning и вообще делить обучение на онлайн/электронное/дистанционное и обычное. Кажется, что мы от этого почти ушли, и в корпоративном обучении практически все стали универсалами. Конечно, привет 2020 году и спасибо ему в какой-то степени. Но, к сожалению, всё равно эта история сохраняется, остаётся это историческое деление.

И я честно хочу, чтобы мы все были специалистами по обучению, обученцами, образованцами, универсальными, качественными. Кто-то может специализироваться больше на онлайн-технологиях, кто-то, как у нас в сообществе, на VR-технологиях, кто-то еще на чём-то, но в целом у нас должна быть одинаковая базовая картинка, одинаковые принципы. А уж какие мы применяем инструменты, форматы, подходы — это должно зависеть от той сферы и задачи, в которой мы находимся. Поэтому больше всего мне не нравится это искусственное разделение, которое когда-то случилось и которое пока до конца нас не покинуло.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
У нас есть разделение не только на типы специалистов или форматы обучения, но, к сожалению, есть ещё и гигантские колодцы между различными сферами образования. Академическое, школьное, корпоративное, даже каждый корпоративный университет — все строят вокруг себя заборы, даже зачастую не замечая этого.

Все они очень быстро начинают воспринимать всех остальных некими дилетантами. Что вот у них самих есть экспертиза, они научились делать что-то классное, а у других и взять нечего. Это сплошь и рядом, особенно в крупных компаниях, признают они этого или нет. Я и сам был в какой-то степени заложником такого положения, но смог вырваться, и своих коллег постоянно стимулировал выбираться из этой ловушки.

А ловушка эта на самом деле есть, мы действительно очень сильно сегментированы, раздроблены. У нас даже нет единой терминологии, единых базовых концепций. Есть, конечно, какие-то теории, методики, общепризнанные мировые методологии, но в целом, как только мы доходим до какой-то более конкретной практики, то всё — мы начинаем зарываться и закрываться.

И в какой-то степени моя миссия через сообщество и через мои действия уходить от этого. Превращать все-таки сферу образования в единую, постоянно обменивающуюся опытом и знаниями, которая создаёт единое информационное пространство, единое поле для обмена опытом.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Моя мечта в обучении, не в e-Learning, а именно в обучении, чтобы вся наша сфера стала максимально дружелюбной друг к другу и прозрачной. Чтобы базовые вещи мы понимали одинаково, отличали добро от зла с точки зрения обучения. Чтобы одинаково понимали, что, где и когда применимо, а где ни за что не должно использоваться. Чтобы были общие критерии качества, эффективности, чтобы для нас это было естественно и очевидно. Я двигаюсь к этому и за счёт той же Премии Digital Learning, чтобы распространялись действительно полезные и лучшие практики.

Был для меня интересный кейс, когда наша команда жюри оценивала работы на последней Премии Digital Learning. Мне периодически задавали вопросы, а как вообще можно сравнивать многомиллионный проект Сбербанка/НЛМК/Яндекса с работой маленькой компании, годовой бюджет которой меньше, чем стоимость проекта известных конкурентов. И меня отчасти удивляли эти вопросы, потому что я считаю, что, как раз, умение реализовать задачу минимально-необходимыми ресурсами, но именно с пониманием того, как с точки зрения методики, подходов это будет работать — это и есть вершина мастерства. Дело не только в том, сколько бюджета потрачено, чтобы сделать красиво.

Я приводил такой пример коллегам. Если бы у вас была возможность построить космический корабль и долететь на нем до соседней деревни, вместо того, чтобы доехать на обычном автомобиле, то, конечно, мы за вас рады, это здорово, что вы такие классные, и так умеете, но это не означает, что вы достигли эффективности с точки зрения логистики, а скорее наоборот. Так и с обучением, если можете потратить кучу ресурсов, чтобы достичь той же цели, которую кто-то смог достичь, используя в 10 раз меньше ресурсов, то, наверное, стоит этому поучиться, а ресурсы можно вложить туда, где они действительно необходимы.

Об этом движении я и говорил выше, чтобы у нас действительно распространялись лучшие практики. Мне бы хотелось достичь такого результата, при котором я бы мог сказать, что мы выстроили систему с лучшими практиками и получили эффективное обучение.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
А начинающим специалистам я хочу пожелать сохранить это ощущение начинающего, вот эту открытость к новому, ощущение того, что ты не знаешь больше, чем знаешь, и желание учиться у других, смотреть на чей-то опыт. Чтобы это состояние сохранилось на всю трудовую деятельность, на всю жизнь. Это главное, что нужно выработать, а всё остальное придет с опытом. Но с опытом очень легко потерять эту открытость. К сожалению, это я наблюдаю достаточно часто. И это печально, да.

И ещё — держите свой кругозор максимально широким, постоянно смотрите на другие сферы и направления, не зацикливайтесь на одной истории, не превращайтесь в какого-нибудь «делальщика курсов в таком-то редакторе», хоть и классного, и быстроделающего, и востребованного. Всегда-всегда смотрите, а где бы вы еще что-то могли попробовать. А что ещё есть кроме того, что уже умеете? А что появилось в другой сфере? С таким подходом вы не будете бояться признаваться в том, что вы не всё знаете, и постоянно будете смотреть на смежные области, а иногда и не смежные, в которых у вас тоже может всё получиться.

Ну и, конечно же, приглашаю всех на нашу ближайшую конференцию «Digital Learning 2023: итоги года», где мы и узнаем, кто победил в премии Digital Learning, и обменяемся лучшими практиками и кейсами этого года. Но главное — просто будем общаться, знакомиться, обмениваться опытом и прекрасно проведём время, развиваясь и становясь лучше в нашем деле.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме