LIFEL
рекомендует

Про eLearning на митапе «Обучение в облаках»

08.09.2018
Андрей Матюков
По горячим следам о сказанном и запланированном
На минувшей неделе у меня была возможность поделиться собственным опытом прихода в eLearning на митапе, организованном SPB TRAINING и iSpring. Как часто бывает — не всё успеваешь сказать из запланированного в установленный регламент, особенно, когда возникает много вопросов по ходу выступления. Хотя наличие таковых — это очень важно, что отражает заинтересованность аудитории рассматриваемыми темами. Поэтому решил что-то из сказанного и недосказанного отразить в блоге.

В частности говорил о том, благодаря чему уже в первый год деятельности мне удалось победить в конкурсе EdCrunch Awards. В числе слагаемых того успеха 2016 года, я выделил следующие:

  • аналитический, критический и креативный подход к любой информации,
  • забота об обучающемся,
  • постановка конкретной цели.

Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы …

Пришел я к такому выводу с годами, оглянувшись назад на свою трудовую деятельность продолжительностью почти полутора десятков лет. Обучение как таковое со мной поначалу не было связано, хотя почти всё время ходило рядом. Про первые два слагаемых я писал в статье «Откуда приходят в eLearning», а на цели можно остановиться подробнее.

О ней я в этот вечер упоминал в двух контекстах. Во-первых, благодаря четко сформулированной цели я отобрался в команду разработчиков; меньше чем через год уже был в ней ведущим специалистом, тестировщиком и обучал вновь пришедших коллег; за считанные дни разобрался в работе редактора iSpring, попутно выиграв конкурс; после чего уже на правах эксперта оценивал курсы в других конкурсах. Во-вторых, о цели в своей речи на этом митапе я упоминал уже в контексте разработки курса. На вопрос о том, какие курсы реально приносят пользу, мой ответ — те, которые соответствуют правильно сформулированной цели. Мне нравится идея некоторых более опытных специалистов в электронном обучении, что у курса должна быть одна единственная цель. Курс должен решить проблему. Не будет толковой мысли, не будет эффекта — «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Какие курсы не брать в разработку?

При подготовке к митапу мы с коллегой по этому мероприятию Алиной Матвеевой рассуждали о том, от каких курсах следует отказываться. Я для себя выявил две категории:

  1. Желание в курс «впихнуть невпихуемое»
  2. Без смысла
Поясню. Уже на первых порах разработки курсов столкнулся с тем, что некоторые эксперты или руководители пытаются в один курс вместить всю информацию по большой теме, которая описана десятками или сотнями страниц руководств пользователя. Борьба с такими ситуациями была непростой, тем более, когда ты сам начинающий в eLearning и особо твое мнение никого не интересует. Но уже тогда приходилось ставить себя на все основные роли — методолога, верстальщика, тестировщика и обучающегося. Было очевидно, что такой курс проблем не решит, а только их добавит. Во-первых, уйдет неоправданно много времени на разработку, верстку, отладку. Во-вторых, пользователь, дойдя до конца, уже забудет, с чего он начинал. В-третьих, чревата проблема потери актуальности. Пока пройдет время от начала разработки курса до его назначения обучающемуся, контент может поменяться, и огромный труд будет проделан зря. Лучше больше времени отводить на выяснение реальных проблем, которые должны решить электронные курсы. А если уж «из песни слов не выкинуть», то стараться максимально дробить на модули большой объем, чтобы удобно было и разрабатывать, и обучаться, и актуализировать курсы.

Курсы без смысла на моей практике, к сожалению, тоже встречались. Такие ситуации возникают с непониманием руководства смысла электронного обучения. Когда закупается СДО и спускаются разнарядки в отделы о подаче тем на курсы, иногда возникают бессмысленные курсы. Назначается недостаточно компетентный или недомотивированный эксперт, который доносит до методолога не ту информацию, следствием чего происходит разработка курса без правильно сформулированной цели, а соответственно — бесполезного. Это надо понимать на этапе сбора информации и ее анализе до разработки сценария и тем более до верстки, чтобы не сделать одно большое ничто.

Команда, без которой мне не жить

Спрашивали и про комплектование команды разработчиков. Что такое командная работа, знаю не понаслышке. С детства и вот до 36 лет я отыграл в любительский баскетбол (пока не пришлось его покинуть по медицинским ограничениям). И поговорка «один в поле не воин» прекрасно подходит как для командных видов спорта, так и для разработки электронных курсов. Ответ на этот вопрос я процитировал из своей заметки еще двухлетней давности «Идеальная eLearning команда».

Не ошибается тот, кто ничего не делает

В докладе я также отразил на свой взгляд основные ошибки при разработке курсов. Упоминая несколько раз о важности цели, ее и поставил во главу списка:

  1. Отсутствие цели или неверная её формулировка
  2. Переполнение сложного текста
  3. Передозировка яркостью и динамикой второстепенных объектов
  4. Дублирование навигации
  5. Вынуждение обучающегося думать о курсе с технической стороны
Если по первому пункту, думаю, более-менее понятно, то на остальных остановлюсь, чтобы уточнить, что имею в виду. Избегайте сложных предложений с множеством запятых и формулировок, если не требуется дословно заучить какой-то текст наизусть. Старайтесь не повторять одинаковые слова из предложения в предложение. Представьте, что надо написать понятную статью о чем-то редком, имея ограниченный лимит по объему текста. Разбивайте информацию на логические абзацы. Старайтесь прийти к тому, чтобы один слайд содержал одну мысль. Не делайте шрифт мельче, чтобы только текст поместился на ограниченную рабочую область слайда. Лучше поясните, что это еще не всё и на следующем слайде вы найдете продолжение.

Не старайтесь заполнять всё белое/однотонное пространство слайда какими-то не несущими смысла картинками или объектами. Человек зачастую сканирует слайд с левого верхнего угла. Поэтому наиболее важное размещайте именно в направлении от этой координаты. Не берите за привычку каждый список оформлять элементами инфографики. Не переигрывайте с контрастом и в то же время не делайте оформление слишком монотонным. Обучающийся должен взять мысль со слайда, не напрягая зрение и не ища суть в калейдоскопе украшений. Каждый объект должен иметь смысл.

Под дублированием навигации имею в виду то, что при открытой на каждом слайде кнопке «Далее» ждать, что пользователь будет что-то нажимать, вводить, передвигать, кликать двойным щелчком или подводить мышкой внутри самого слайда — весьма наивно. Менее мотивированный обучающийся найдет свою траекторию прохождения курса, обязательно пойдя по пути наименьшего сопротивления, нажимая на одно и то же место на экране.

Про техническую сторону говоря, указываю на то, что обучающийся в идеале должен погрузиться в курс на заставке и всплыть из него на финишном слайде с пожеланиями ему успехов в работе и поздравлениями. Не заставляйте его искать, куда и каким образом нажать на стадии доведения информации. При отладке курса дайте третьим лицам пройти ваш курс и оцените — достаточно ли им будет подсказок и насколько они им будут понятны. Постарайтесь тщательно проверить курс на предмет опечаток, выравнивания объектов, работы навигации, качества картинок, читаемости текста (по шрифту, размеру, цвету).

Ранее в своем блоге я рассматривал и этот вопрос в заметке «Обучение на чужих ошибках».

Все уточнения без понимания задач бессмысленны

Был ряд различных уточняющих вопросов во время моего выступления, на которые я мог лишь разводить руками и отвечать — зависит от целевой аудитории. как то: какие персонажи использовать, какой длительности должен быть курс и т. п. Не зная, для какой целевой аудитории (возраст, пол, занятость, квалификация) разрабатывается курс, очень сложно в неё «попасть».

Примерно в том же векторе приходилось отвечать и на вопрос — какой редактор лучше использовать? Всё зависит от нужд. Продумайте, что вы хотите в техническом плане от вашего курса, а потом уже делайте выбор в пользу средства разработки. У каждого из основных редакторов свои плюсы.

С чего начать и как продолжить

В качестве совета, с чего начать свой путь в разработке eLearning курсов советую прочитать две книги: «Искусство обучать» (Джули Дирксен) и «Живое обучение» (Елены Тихомировой).

Кроме того, настоятельно рекомендую посещать eLearning конференции, а начать советую с традиционной iSpring Days. Там разом можно получить не только богатейший теоретический и практический опыт, но и удовольствие от общения с приятными людьми, прекрасного обеда и фуршета. В октябре в столичном «Метрополе» состоится уже 5-я подобная конференция. В поисках наиболее оптимального формата компания iSpring выбрала идеальный: один день — теория и обмен опытом, второй день — мастер-классы. О предыдущих четырех я делал обзоры. Конференции iSpring Days отличаются не только полезностью и открытостью специалистов, но и финансовой выгодой. Другие столичные eLearning-мероприятия стоят значительно дороже. И кстати, обязательно заглядывайте в блог о дистанционном образовании на сайте iSpring, он становится всё более полезным.

Была на митапе SPB TRAINING еще просьба от аудитории показать реальные качественные курсы. Так вот, чтобы увидеть их, я посоветовал посещать практическую конференцию «Искусство разработки», а еще лучше — участвовать в конкурсе курсов. Таким образом вы ознакомитесь не только с лучшими работами других, но и получите эффективную обратную связь от экспертов о своем курсе. На сайте этой конференции можно почитать и полезную электронную книгу «Лайфхаки разработчиков курсов». Там же можно скачать и полную версию книги «Золото экспертов», узнать о том, как авторы учебных курсов рассказывают о своей работе и образе жизни и даже увидеть несколько призовых примеров.

О том, с чего начать, я ранее писал и в статье «Как разрабатывать курсы без педагогического образования?».

Послесловие

Хочу выразить благодарность за приглашение, содействие и организацию Елене Антипиной (iSpring), Алине Матвеевой (iSpring) и Дине Гусейновой (SPB TRAINING).
Андрей Матюков e-Learning
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме