LIFEL
рекомендует

EdCrunchSpb — есть вопросы, получите ответы!

01.11.2019
Андрей Матюков
О первом опыте международной образовательной конференции EdCrunch на Невской земле
В уходящем году конференция EdCrunch кроме основной московской сессии имела еще 4 региональные. Начался EdCrunch-тур в Екатеринбурге (24−26 апреля), продолжился в Томске (29−31 мая), затем был Ханты-Мансийск (10−11 июня), непосредственно основной в Москве (1−2 октября) и заключительный в Санкт-Петербурге (17−19 октября).

Питерская часть проводилась в стенах славного Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В первый предварительный день, так называемый «Pre-day», состоялась стратегическая сессия лидеров практик неформального образования, и был запущен трек «Новая школа». Второй день выдался самым насыщенным, во время которого доклады дискуссии шли параллельными потоками в шести залах. И завершал конференцию практический день. Мне довелось посетить «Герцена» во второй из этих дней и застать несколько интересных выступлений.

Зачем проводится EdCrunch

Для начала давайте определимся с задачей самой конференции. Ведь сейчас так много образовательных мероприятий, что непонятно, кто и какие цели в них преследует. EdCrunch собирается для того, чтобы научиться использовать образовательные технологии и практики, основанные на разработках в области когнитивных и нейротехнологий, правильно применять их для достижения наилучшего эффекта образовательного процесса. А в качестве посетителей данного мероприятия выступают все, кто так или иначе связан с образованием, а в наше время — это значит просто «все». Ведь теперь образование — это не определенные возрастом отрезки времени, а постоянный процесс на протяжении всей жизни. Поэтому на EdCrunch приходят и учителя, и родители, и преподаватели, и студенты, и представители корпоративного обучения, и академического, и стартаперы, и инвесторы.

Словами о смысле этой конференции начал пленарную секцию и Сергей Владимирович Салихов — первый проректор МИСиС — того ВУЗа, где зародился EdCrunch.
Сергей Владимирович Салихов
Сергей Владимирович Салихов
«Выходя к доске, мы всё время отстаем, от тех, кого учим. Они все разные и индивидуальные по-своему, а мы по-прежнему пытаемся учить их, как учили нас и наших учителей. В то же время новые технологии позволяют отвечать на эти вызовы. И на всех „ЭдКранчах“ мы ищем пути, как сделать обучение эффективнее»
У детей сейчас очень интенсивные графики, а мы пытаемся их заснуть в какие-то жесткие рамки. К примеру, принимая этот вызов, МИСИС с этого года отказался от обязательных бумажных зачёток, и никто из первокурсников в частном порядке так и не попросил этот символ студенчества. Теперь университет хранит и анализирует цифровой след студентов благодаря электронным зачеткам, в результате чего может корректировать адаптивное обучение и менять образовательный процесс, реагируя на потребности молодежи.
«Некоторые студенты уже умнее нас — и это так здорово. Так почему же мы не даем им самовыражаться, а всё просим поднимать руку. Наша цель найти баланс между массовым и образовательным подходом к обучению и выявлять таланты, которые в итоге должны двигать вперед экономику страны, не затирая их в общей массе.

Если раньше мы точно знали, как проживем жизнь в разные ее периоды, получая определенное образование (садик, школа, техникум или институт), то сейчас учеба проходит через всю нашу жизнь. Если вначале 20 века было 0,5 миллиона студентов, то сейчас 200 млн. студентов, а к 2030-му году ожидается двукратное увеличение количества обучающихся.

Поэтому в этом году кроме основного EdCrunch, проводилось еще 4 региональных для поиска ответов на все эти вызовы, чтобы академическое образование совсем не отстало от потребностей нового поколения людей", — подытожил Сергей Владимирович.

Народное образование выигрывает в войне, но не задумывается о человеке

Константин Евгеньевич Зискин (программный директор EdCrunch-Санкт-Петербург и ведущий пленарной секции, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М. В. Ломоносова, к.п.н) затронул тему смысла народного образования и места прогресса методов обучения в нём.

Начал он свою речь с термина «импринтинг» (от imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать). Применимо к животному миру это объясняется так. Детёныш видит первый движущийся объект, автоматически думая, что это мама. В мире людей относительно образования нам всегда кажется, что школа по-умолчанию — это парты, учитель, класс, доска, дневник. Опыт показывает, что самые консервативные в системе образования — это ученики и родители. У них этот импринт зашит на уровне ПЗУ. Потом Константин Евгеньевич предложил сравнить аудиторию МГУ и католическую церковь, которые оказались очень схожи между собой. А лекции — это, по сути, проповеди. И единственный навык при конспектировании — это просто быстрая запись без вникания в содержание. Полезно для стенографистов… Хотя те же Платон и Аристотель вошли в историю, не имея всех современных импринтов.

В начале 19 века в Германии был образована современная школа, университет и вся идеология системы образования, в которой мы существуем. А именно — предметы на основе энциклопедии, классы, уроки и система воспитания в школе.

Но поворотным для всей системы образования явилось военное событие, битва при Садове в 1866 году. Тогда после первой победы пруссов над австрийцами немецкий географ и антрополог Оскар Пешель написал слова:
«…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем»
Позднее их ошибочно приписывали Отто фон Бисмарку. И вот с того момента все страны просвещенной Европы заметили, что у них не просто есть образование, а что если оно станет массовым, то именно тогда они сплотят свои нации так, что в возможной войне у них будет больше вероятности на успешный исход. Это стало началом национальных систем образования.

Только в середине 19 века Великобритания заметила своих учителей, до того прерогатива была за церковью. И к концу 19 века стало понятно, что на государственном уровне уникальной атмосферы академии Платона не быть. Кто-то так решил, что конвейерное образование должно править миром. Поставил зачет, как штамп, и дальше не волнует, что будет с этим студентом. В таком образовании никакого отношения к человеку нет, просто производственный процесс. Обучаемый, как готовящаяся деталь. И так продолжается до сих пор…
EdCrunch, Константин Зискин
А для описания того, как «учитывается» человеческая индивидуальность в обучении, Константин Зискин привел пример Карго-культа. В 1974 году великий физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейман написал статью о «Науке самолётопоклонников». Жители Меланезии строили самолеты из соломы для привлечения настоящих самолетов, которые привезли им продукты, и поддерживали в идеальном состоянии взлетные полосы. В диспетчерских пунктах сидели папуасы с половинками кокосов на ушах, как в наушниках, имитируя диспетчеров. У этого явления есть термин «Карго-культ» — это такое отношение к окружающей среде, когда мы не знаем, как на самом деле происходит какой-то процесс, а производим набор отчасти имитационных действий. Так вот с теми знаниями, которые мы сейчас имеем о человеке, абсолютное большинство наших действий в образовании (лекции, семинары и т. д.) — это элементы Карго-культа Мы летим к прогрессу на соломенном самолёте.

Поэтому когнитивистика (междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта), похоже, является очень важным, если не ключевым фактором для системы образования. И именно работы психологов и физиологов могли бы оказать существенное влияние на систему образования.

Дефицит академических стартапов и профессиональных методологов

На панельной дискуссии «Экосистема EduNet: вызовы корпораций и потенциал стартапов и университетов» под модерированием Константина Зискина и Олега Андреевича Подольского (директор направления по подготовке кадров для цифровой экономики АНО «Университет НТИ 20.35») задавались вопросы о стартапах в академической среде. Ниже представлены мысли сторон, которые я для себя уловил.

  • EdTech-стартапы рождаются в университете, но выпускники, всё же, выходят с родимым пятном академиков.
  • Что лучше — работать с инициативной командой или профессиональной?
  • Может, компетенция университетов в правильной сборке и подготовке команды, в помощи поиска себя. Чтобы каждый участник команды внутри стартапа попробовал себя в любой роли.
  • Из 35 крупнейших EdTech-компаний по результатам прошлого года, заработавших порядка 10 млрд. рублей (почти треть рынка EdTech в России), не было ни одной, выросшей в ВУЗе, либо производящей софт, методологию, промышленный VR для ВУЗа. Практически всё направлено на детское или взрослое дополнительное образование. ВУЗы же питаются от государства, а не по стартапам.
  • Ни один стартап в здравом уме с ВУЗом работать не будет. И свои решения в ВУЗ поставлять не планирует. У ВУЗов свои задачи, у стартапов свои, но дискуссия между ними устроить можно.
  • Можно открыть в ВУЗе кружок, где организовав помещение и время можно развить стартап. Интегрировать не получится, надо растить с маленького.
  • Насколько зарегулированность мешает развитию, что мешает ВУЗу «ДПО-шить»?

"Рыбаков Фонд", заступаясь за инициативы ВУЗов, сказал, что многое в Высшей школе и так есть. Фонд занимает позицию между такими наукоемкими предприятиями, как «Микрон» или «Элемент» и 9-ю техническими ВУЗами. И в них есть эта проектная деятельность с доступом студентов к лабораториям в режиме 24/7. Это и есть начинающие инкубаторы, где можно работать над своими проектами и приглашать туда представителей предприятий, государственных и зарубежных структур для обмена опытом и практикой. ВУЗ становится точкой соприкосновения. Именно сейчас всё зарождается, но пока этого недостаточно. И финансирования для развития ДПО (дополнительное профессиональное образование) или закупки оборудования и комплектующих для проектов не хватает, чтобы они выходили на высокий уровень, и их можно было причислить к стартапам и коммерциализировать. Мало компаний, готовых вкладываться в развитие инфраструктуры подобных проектов.
EdCrunchSpb
ДПО-шат же корпорации (Яндекс, РОСНАНО) на территории ВУЗов. ВУЗам мешает роль ректора в истории, на всю Россию положительных примеров не более 30. Система государственного образования очень консервативна и это, скорее, хорошо, но EduNet (открытое сообщество неравнодушных людей, заинтересованных в формировании новой системы образования и создании комплекса ресурсов для практической работы: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа и конгломерата интереснейших образовательных проектов и методик) — это другое. Это совместная работа университетов, компаний, инициативных стартаперов. И университетам можно становиться площадками инновации образования — это подтверждает мировой опыт. На западном побережье США есть огромные технопарки вокруг передовых университетов, основу которых составляют их выпускники. Причем, такие технопарки приносят серьезные деньги как ВУЗам, так и людям, которые там работают. Только до этого надо дойти, а не форсировать события, как это было с ЕГЭ в России. Однако, как обычно, нет времени, чтобы ждать 15 лет на смену пару поколений управленцев в Высшей Школе…

К примеру, в Герцена две составляющие — государственная и научная, поэтому государство даёт соответствующие задания, но в них нет места стартапам. Из-за чего университет и не может тратить деньги «налево». Решение — зарабатывать дополнительные деньги на ДПО. В частности в Герцена для этого переделали полностью учебный портал. Многим ВУЗам этого не хватает, чтобы говорить об околовузовских технопарках.

Задача — внутри ВУЗов создать среду, благоприятную стартапам, чтобы закончив университет, быть готовым к развитию своих проектов. Проблема в отсутствии карьерных маршрутов, по большей части готовятся исполнители, а не инициаторы в сфере образования. В области EdTech всё ещё не хватает качественных методистов.

Что сделать, чтобы в ВУЗах появились предприниматели в области образования?

В университетских стартапах есть «отдушка» академичности, в соответствие с теми направлениями, по которым студенты (инициаторы проекта) учатся и проводят исследования. Нужно межвузовское взаимодействие в поисках идей применения технических решений для образования, например, студентов педагогических ВУЗов с техническими специалистами.

Решение в создании в педагогических ВУЗах программы, которая бы совмещала обучение предпринимательским навыкам так, чтобы студенты могли использовать личные психолого-педагогические компетенции, но в интересах развития EdTech-стартапов. В частности Российская венчурная компания готова такие идеи поддержать. Так она делает это с медицинскими ВУЗами с целью трансфера технологий, чтобы разработки становились лекарствами, а те, кто не хотят идти терапевтами в больницу, но желают применить свои знаний, могли быть интегрированы в команду разработчиков от медицины.

Сегодня ты студент с домашним заданием, а завтра инженер с дорогостоящим проектом

Пока на «панели» дискутировали, в «технологической долине» делились готовыми результатами.

Глеб Погорелов (основатель белорусского цифрового центра прототипирования Make IT Center) привел пример, как от слов быстрее переходить к делу. MakeIT Center — технологическое пространство, где можно найти все необходимое оборудование и инструменты для реализации ваших идей (лазерный раскроечный станок, станок гидроабразивной резки, фрезерный станок с ЧПУ, токарный, сверлильный станки, листогибочный станок, пресс, 3D-принтер SLA / FDM, паяльная станция, осциллограф, слесарный инструмент и др.). За месяц в Make IT Center в среднем проходит 5 стартапов.
Каждый человек там имеет свой аккаунт, а весь доступ осуществляется через QR-коды. После сдачи всех экзаменов и допусков он, опять же по коду, может запустить нужный ему станок.

Особое внимание отводится в Make IT Center культуре сообщества. Благодаря оценочной системе, с помощью смайликов можно отследить, кто оставил своё рабочее место неубранным, и у того «неряхи» понижается карма, в виде отключения от QR-доступа к кофеварке или микроволновке. В какой-то момент у нарушителя правил дорожает станок, а в конце концов не открывается входная дверь. Повысить же карму можно по перечню оцениваемых задач: вкрутить лампочку, помыть пол и т. п.

Таким образом, благодаря поддержанию здорового порядка и микроклимата в коммьюнити, людям приятно работать в хорошей компании не в грязном гараже, а в крутой лаборатории, где параллельно кто-то собирает коптеры, кто-то собирает роботов. Рядом со студентами работают инженеры, которые собирают реальные заказы для больших компаний. Молодежь же интересуется у них, сколько они за это зарабатывают, и тем самым строят свои векторы роста. В дополнении к различным хакатонам это отличный способ окунуться в реальную производственную деятельность, получив информацию из первых рук и примерив на себя то или иное будущее.

В течение месяца делается полный видео-мануал с профессиональным оператором на один станок. В котором рассказывается о его использовании именно применительно к практике, а не просто о назначении кнопок и рычагов. Кроме того, проводятся воркшопы и лекции совместно с университетами с применением 3D-принтеров. Но делается это именно в плане прототипирования — быстрой «черновой» реализации базовой функциональности для анализа работы системы в целом. Сначала рисуется эскиз от руки, затем модель в CAD-системе, печать её в 3D-принтере, определение места, где изделие сломается, краш-тест, усиление слабого места в программе, снова печать — и исключение поломки в том месте. За 14 учебных часов показывается для чего нужно прототипирование.

В лаборатории с годами выработался список всех наименований составляющих и расходных материалов для сборки изделий, поэтому в специализированные магазины ходить не надо, всё необходимое размещено в отдельных боксах, доступ к которым также организован по QR. Оплата через мобильное приложение, средства, на которые в зависимости от ситуации размещает или сам его владелец, или университет, или инвестор. Подробная отчетность позволяет видеть, куда они расходуются.

Все инструменты в вертикальном положении размещены на стендах, и видно, какого в данный момент на нём нет. Также, если инструмент берется без спроса, автоматически включается сирена. Чтобы во всем был порядок.
EdCrunchSpb
В любой момент понятно, у кого тот или иной инструмент. Ещё один ход по искоренению бардака — это отсутствие дверей в шкафах или их прозрачность. Люди со временем понимают, что так работать проще и приятнее — не по приказу, а по удобству. Поэтому сарафанное радио — главный двигатель узнаваемости этого техномирка.
То, что описано выше на примере Make IT Center имеет своё название «хакспейс». Это место, куда можно прийти и в любое время поработать с имеющимся там оборудованием, то есть своего рода общая лаборатория и клуб по интересам в одном флаконе. Там люди поддерживают друг друга в исследованиях и вещах, которые им нравятся, благодаря «хакингу» — улучшению реально существующего, не скрывая свои идеи от единомышленников.

Показал Глеб и модель технологической долины, которые будут открываться по всему миру, в том числе и в США. Это экосистема, в которую приходит стартап, сначала в ранее описанный хакспейс. Здесь же находится коворкинг для стартапов и тут же сидят инвесторы, чтобы они могли понять, что это за команда стартаперов. В этом же здании инжиниринговый центр с крупными конструкторами, которые могут «вытянуть» продукт дальше. После этого есть стартап-академия, где они могут обучаться и понимать, как дальше будет идти инвестиционная игра. Маркетинговая компания помогает понять, каким должен быть продукт, юристы объяснят, как на этом рынке жить. И в итоге — массовое производство.

К примеру, в Китае для создания подобной технологической долины понадобилось 3 года. Она включает 3 млн. человек, 2 университета, 4 завода и всю необходимую инфраструктуру. А тот же Make IT Center возводится по франшизе за 6 месяцев.

Главная проблема студентов — они не видят связи формул с деньгами.

Главная проблема стартапов — смена деятельности. Молодежь не видит историй успеха в своих сообществах, а технологическая долина как раз и призвана для того, чтобы показывать примеры успешных проектов, поэтому все этапы стартапов должны проходить в одном месте. Студент на третьем курсе уже может идти на стажировку в технологическую долину и видеть, куда стремиться. Неудивительно, что сейчас в университетах увеличивается количество кабинетов-филиалов таких компаний, как «Cisco» или «EPAM» — идет борьба за кадры. Сейчас победит тот, кто умеет быстрее обучаться.

Система образования выйдет на новый уровень автоматически — время этого потребует. Устаревшее и неэффективное должно само уйти в небытие за ненадобностью.

Новое поколение профессиональных методологов уже среди нас

Анастасия Александрова (заместитель руководителя Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ) рассказала про эффективное взаимодействие работодателей и ВУЗов благодаря клиническому подходу. В начале текущего года официально заработала социологическая клиника прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, на базе которой студенты могут реализовывать научные проекты, в том числе по заказу работодателей. До того клиника год работала в тестовом режиме и в начале февраля 2019 года была представлена в рамках III Международного форума труда.

В данном случае «Клиника» — это модель обучения, максимально приближенная к реальной профессиональной деятельности.

Особенности клинического подхода:

  • Практика во время обучения
  • Реальные проекты
  • Реальные заказчики и клиенты
  • Возможность сбора материала для научно-исследовательских работ
  • Развитие универсальных компетенций наравне с профессиональными компетенциями
  • Вовлечение работодателей в образовательный процесс
  • Междисциплинарное взаимодействие
  • Получение опыта профессиональной деятельности на разных позициях
  • Включение в профессиональное сообщество.

Студенты участвуют в полном цикле исследований от переговоров с заказчиком (подготовка технического задания, разработка методологии и методов, пилотаж инструментария, сбор, обработка и анализ данных, подготовка и предоставление отчета) до презентации результатов заказчику.

Заказчиками уже выступили:

  • Завод им. Комсомольской правды
  • Центр помощи семьи и детям Адмиралтейского района
  • Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
  • Valio
  • Стеллит
  • ECPAY Internationl и др.

В проекты включаются заинтересованные студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по направлению «Социологи». В Социологической клинике прикладных исследований прошли практику более 150 студентов.

Клиники СПбГУ в своей основе имеют 2 равнозначные цели:

  • Реальная практическая деятельность студентов, развивающая их профессиональные и универсальные навыки (hard and soft skills)
  • Оказание профессиональных услуг гражданам и организациям

Целевой аудиторией клиник СПбГУ являются:

  • ВУЗ
  • Государственные и негосударственные организации
  • Бизнес
  • НКО
  • Международные организации
  • Частные лица
  • Незащищенные слои населения

Клиника — это устоявшееся название формы практики студентов, исторически сложившаяся на медицинских и юридических направлениях, как способ совмещения процессов обучения и получения опыта профессиональной деятельности. Кроме социологической, функционируют и ряд других клиник, в частности: старейшая в России юридическая (более 30 лет), архивная (студенты-историки), медиа-центр (студенты-журналисты).

Выводы каждый сделает сам. Одни продолжают повторять наречие «невозможно», а другие уже масштабируют свои проекты на страну и даже за её пределы.

Организаторам же EdCrunch стоит только выразить благодарность, что они пытаются увидеть проблемы и услышать варианты их решений, не отпуская время далеко вперед от себя.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме