Изучение сложных технических тем может показаться слушателям настоящим испытанием, особенно если они начинают с нуля. Как этого избежать? Есть несколько приемов:
—
Использовать реальные историиРассказывать о существующих проблемах и решениях, о действиях конкретных людей и их опыте, чтобы слушатели могли перенести опыт на реальную жизнь и вдохновиться или посопереживать.
Например, объясняя концепции кибербезопасности, можно рассказать о конкретной компании, которая пережила значительную кибератаку и понесла потери, и обратить внимание на методы предотвращения подобных инцидентов. Если компания будет широко известной, а цифры — значительными, то вероятность запомнить весь блок информации окажется сильно выше. А можно описать в деталях одну конкретную атаку, например,
Petya, которая стала одной из самых массовых и послужила причиной большого ущерба крупным корпорациям и даже госслужбам по всему миру.
—
Давать слушателям попробовать что-то сделать или испытать самостоятельноСамостоятельно полученный опыт ценится больше, чем полученная извне информация: слушатель с большей вероятностью захочет внимательно изучать тему после того, как самостоятельно с ней соприкоснулся.
Например, если речь о вычислениях, предложите слушателям самостоятельно произвести несложный расчет по мотивам изученной информации и спросите, какой получился ответ, а затем разберите задачу совместно. Если тема связана с разработкой, то можно предоставить слушателям заготовки кода и предложить их запускать, предварительно изменяя только необходимые части. Тогда аудитория будет самостоятельно получать результаты, а не просто наблюдать за процессом со стороны, и перейдет из категории пассивной в активную.
Если тема предполагает широкие возможности для практики и ее рефлексирования, то я рекомендую задуматься над проектированием занятия по циклу Колба.
—
Добавлять элемент соревнованияКогда слушатели знают, что могут отличиться и продемонстрировать свое превосходство, они проявляют больше стараний — в этом поможет система баллов и рейтинга, например, за верные ответы или приведенные примеры. Можно устраивать как личные, так и командные соревнования — вариантов реализации множество!
Самым простым
примером может быть онлайн-викторина с помощью
Poll everywhere или
myQuiz, а если есть больше времени на подготовку, то можно продумать командные задания на время или разработать кейсы, за решение которых можно заработать баллы.
—
Чередовать форматыСмена теоретической информации активирующим вопросом к слушателям, видеофрагментом, небольшой практикой или историей из жизни добавляет динамики и помогает сменить фокус внимания, что не позволит аудитории заскучать.
Например, в курсе по ПО в формате лонгрида можно рассмотреть вариант записи видеофрагментов со спикером и слайдами для разъяснения наиболее сложных концепций. Видеоформат, как правило, повышает вовлеченность, а харизма спикера может поддержать позитивный настрой на обучение в целом.
Важно заметить, что видеоформат подходит не для всех студентов, поэтому я рекомендую дублировать ключевую информацию из видео в виде конспекта, чтобы каждый мог выбрать подходящий ему формат.