LIFEL
рекомендует

Как доступно рассказать новичкам технически сложную тему

03.08.2024
Андрей Матюков
Советы от лид-методолога Yandex Cloud Валентины Селезневой
Советы от лид-методолога Yandex Cloud Валентины Селезневой:

Часто я сталкиваюсь с задачей организации обучения сложным техническим темам, особенно когда слушатели начинают учиться без каких-либо предварительных знаний. Я бы хотела поделиться своими проверенными на опыте рекомендациями, которые помогут преподавателям, методистам и всем, кто сталкивается с разработкой такого обучения.

1. Начинаем с фундамента

Вначале крайне важно убедиться, что все слушатели ознакомились с базовыми концепциями и терминами, на которых будет строиться курс, и поняли их. Поскольку без этого дальнейший разбор темы может оказаться бессмысленным. Поэтому начать обучение можно с разъяснения основной терминологии.

Например, если аудитория уже могла касаться данной темы, то вначале лекции можно попросить слушателей освежить в памяти, что означают те или иные понятия, и рассказать другим.

Если же вы уверены, что аудитория совсем не знакома с темой, то стоит подготовить стартовый слайд с несколькими определениями и специально остановиться на них. А если формат позволяет, то прислать слушателям письмо или сообщение с небольшой вводной, иллюстрирующей базовые понятия, до старта обучения.

2. Используем образы и аналогии

Чтобы понять сложные принципы, нужно сначала упростить их и сравнить с тем, что слушателю уже хорошо знакомо. Это помогает перенести абстрактные темы в более знакомый контекст, который легче усваивается.

Например, принцип организации проектов в BI-инструменте может напомнить то, как перевозятся товары в контейнерах на суднах: товар вложен в коробку, коробка — в контейнер. Так же и файлы вложены в папки, а папки — в проекты.

В одном из курсов про внутренние ИТ- сервисы для пояснения темы разграничения доступов удалось подобрать сравнение с рестораном: взаимодействием гостей с официантам, поварами и другими сотрудниками похоже на то, как общаются группы пользователей — у разных групп разные доступы и они обусловлены выполняемыми ими задачами.

3. Визуализация — ключ к пониманию

Сложные идеи и процессы часто трудно представить. Диаграммы, схемы и инфографика могут облегчить восприятие, сделав абстрактные идеи доступнее. А еще исследования говорят о том, что визуальную информацию наш мозг считывает эффективнее и быстрее, что называется эффектом превосходства изображения.

Например, схема точно пригодится при сравнении архитектур баз данных SMP и MPP — без нее было бы ощутимо сложнее представить, как всё работает, исходя исключительно из текстового описания.
Или же простая иллюстрация правила близости при работе с текстом и дизайном. С ее помощью можно быстро запомнить самую суть правила — расположенные рядом элементы воспринимаются вместе, поэтому внутреннее расстояние должно быть меньше, чем внешнее.

4. От простого к сложному

При выстраивании последовательности материала важно обращать внимание на то, достаточно ли понимания предыдущих тем у слушателя для освоения новых. Обучение должно проходить постепенно, каждый новый кусочек материала должен логически следовать из предыдущего, комплексно наращивая знания и навыки. В противном случае есть риск, что слушателю станет слишком сложно и он решит прекратить изучение.

Здесь все просто — например, нельзя освоить дифференциальные уравнения, не владея основами арифметики и не зная алгебру. Когда студент освоит азы и разберется с алгебраическими уравнениями, он будет готов к изучению пределов, производных, интегралов, и в конечном итоге, дифференциальных уравнений.

5. Поддерживаем вовлеченность

Изучение сложных технических тем может показаться слушателям настоящим испытанием, особенно если они начинают с нуля. Как этого избежать? Есть несколько приемов:

— Использовать реальные истории
Рассказывать о существующих проблемах и решениях, о действиях конкретных людей и их опыте, чтобы слушатели могли перенести опыт на реальную жизнь и вдохновиться или посопереживать.

Например, объясняя концепции кибербезопасности, можно рассказать о конкретной компании, которая пережила значительную кибератаку и понесла потери, и обратить внимание на методы предотвращения подобных инцидентов. Если компания будет широко известной, а цифры — значительными, то вероятность запомнить весь блок информации окажется сильно выше. А можно описать в деталях одну конкретную атаку, например, Petya, которая стала одной из самых массовых и послужила причиной большого ущерба крупным корпорациям и даже госслужбам по всему миру.

— Давать слушателям попробовать что-то сделать или испытать самостоятельно
Самостоятельно полученный опыт ценится больше, чем полученная извне информация: слушатель с большей вероятностью захочет внимательно изучать тему после того, как самостоятельно с ней соприкоснулся.

Например, если речь о вычислениях, предложите слушателям самостоятельно произвести несложный расчет по мотивам изученной информации и спросите, какой получился ответ, а затем разберите задачу совместно. Если тема связана с разработкой, то можно предоставить слушателям заготовки кода и предложить их запускать, предварительно изменяя только необходимые части. Тогда аудитория будет самостоятельно получать результаты, а не просто наблюдать за процессом со стороны, и перейдет из категории пассивной в активную.

Если тема предполагает широкие возможности для практики и ее рефлексирования, то я рекомендую задуматься над проектированием занятия по циклу Колба.

— Добавлять элемент соревнования
Когда слушатели знают, что могут отличиться и продемонстрировать свое превосходство, они проявляют больше стараний — в этом поможет система баллов и рейтинга, например, за верные ответы или приведенные примеры. Можно устраивать как личные, так и командные соревнования — вариантов реализации множество!

Самым простым примером может быть онлайн-викторина с помощью Poll everywhere или myQuiz, а если есть больше времени на подготовку, то можно продумать командные задания на время или разработать кейсы, за решение которых можно заработать баллы.

— Чередовать форматы
Смена теоретической информации активирующим вопросом к слушателям, видеофрагментом, небольшой практикой или историей из жизни добавляет динамики и помогает сменить фокус внимания, что не позволит аудитории заскучать.

Например, в курсе по ПО в формате лонгрида можно рассмотреть вариант записи видеофрагментов со спикером и слайдами для разъяснения наиболее сложных концепций. Видеоформат, как правило, повышает вовлеченность, а харизма спикера может поддержать позитивный настрой на обучение в целом.

Важно заметить, что видеоформат подходит не для всех студентов, поэтому я рекомендую дублировать ключевую информацию из видео в виде конспекта, чтобы каждый мог выбрать подходящий ему формат.

6. Запрашиваем обратную связь и анализируем результаты

Просто провести лекцию или вебинар – здорово, но как убедиться, что слушателям удалось разобраться в теме? Есть два способа.

Первый – провести оценивание знаний. Это может быть короткий тест, викторина или опрос слушателей, который покажет, что они усвоили. Причем проводить его можно не только в самом конце, но и в процессе повествования, например, после очередной подтемы.

Второй – вопрос на рефлексию. В самом конце можно спросить слушателей о том, насколько им самим кажется, что удалось разобраться в теме или о том, что осталось неясным – к примеру, в виде открытого вопроса или оценки по шкале от 1 до 5.

7. Поддерживаем слушателей полезными материалами

Чтобы слушатели с большей вероятностью воспользовались полученной информацией после окончания лекции или вебинара, подготовьте для них дополнительные материалы – например, чеклисты или памятки. Также можно предлагать для скачивания документ со структурированным кратким содержанием материала – так слушатель быстро освежит знания.

Также хорошей идеей может быть добавление дополнительных материалов для студентов, заинтересовавшихся темой. Однако в таком случае важно грамотно преподнести эти материалы. Если студент просто увидит ссылку, то вероятность действительно ее открыть может быть небольшой. Но если ему предложить небольшое описание, характеризующее материал (например, «В этой статье подробно рассказывается о том, почему микросервисная архитектура эффективнее монолитной и как выбрать подходящую архитектуру в конкретном случае»), мотивации будет больше.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите обзор своего продукта или мероприятия? Пишите:
Lifel
опубликует
статьи по теме