рекомендует
LIFEL

Портрет специалиста
e-Learning: Александр Рябинин

05.12.2025
Андрей матюков
Хотелось бы «изобрести» технологические стандарты в e-Learning или быть частью команды, которая их формирует
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Александр и его путь в нашем любимом e-Learning.
Александр Рябинин
Технический директор «Лабмедиа»
  • Как и откуда ты пришел в e-learning, кем успел побывать до этого?
Работал учителем и лаборантом кабинета информатики в обычной школе. А дальше — «Лаборатория мультимедиа»: туда меня привел мой друг, и с этого начался путь
в e-Learning.
  • Кем ты успел побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Начинал как разработчик и педагогический дизайнер, позже работал руководителем отдела e-Learning. Последние 15 лет — технический директор «Лабмедиа». С момента старта разработки собственных продуктов (2015 год) также занимаюсь продуктовой стратегией и разработкой.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Страсть к новым технологиям, опыт в разработке программных решений и педагогическое образование. Своим наставником считаю Валерия Леонтьева — он сильно повлиял на меня, как на увлеченного профессионала в этой сфере.
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
В работе над проектами: с командами, заказчиками, студентами и даже занимаясь со своими детьми. Плюс много читаю: техническую литературу, материалы по методологии и психологии.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
Работая  в «Лабмедиа». Каждый новый проект — новый вызов и, соответственно, новый источник вдохновения. И еще важное: меня окружают профессионалы, которые вдохновляют и не дают закиснуть. Ну а главный источник вдохновения во всём — моя семья.
  • Твой любимый софт в e-learning?
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Я считаю себя гиком: люблю всё новое в технологиях, нравится самому разбираться с интересными задачами. И при этом обучение — способ сделать человека лучше. Вот это сочетание и драйвит — технологии и смысл в одном порыве.
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Создание продуктов, которыми пользуются сотни тысяч человек. Их и ругают, и хвалят, но главное — пользуются.
  • Чего тебе не хватает или не нравится в e-learning?
Ограничения в технологиях: плохой интернет, слабые устройства. Еще — негибкость некоторых представителей сферы образования (хотя это одновременно и вызов). И в целом термин e-Learning кажется мне чуть ограничивающим: настоящий кайф начинается тогда, когда мы используем технологии в любых формах обучения.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
Скорее скажу, что менять не хотелось бы. Создание e-Learning-решений — это командная работа. Нельзя терять опыт взаимодействия с заказчиком, педагогическими дизайнерами, дизайнерами и разработчиками. В такой совместной работе чаще всего и рождаются выдающиеся проекты. Селф-мейд — это, конечно, интересно, но не в промышленном масштабе.
  • Чего бы тебе хотелось достичь в e-learning, или тебя всё устраивает?
Моя цель — создавать и развивать e-Learning-продукты. Красота момента в том, что постоянно что-то не устраивает: невозможно создать продукт и успокоиться. Конкуренты поджимают, технологии развиваются, пользовательский опыт меняется — это не даёт даже шанса расслабиться.

И ещё мне бы хотелось «изобрести» стандарты в e-Learning (в первую очередь технологические) или быть частью команды, которая их формирует.
  • Какими нейросетями пользуешься?
Всё зависит от задач и контекста. Нейросети уже и в моем личном наборе инструментов, и в разработке продуктов. Сейчас для себя чаще всего использую OpenAI: работа с текстами, написание кода, агенты, поиск. Но генеративный искусственный интеллект в 2025 году растёт настолько быстро, что не хочется фиксироваться на конкретном наборе — не исключено, что через пару недель многое изменится.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
В e-Learning важен баланс: технологии — ради обучающих целей, а не наоборот. Постоянно изучайте пользовательский опыт, экспериментируйте, пробуйте новое. Но на «последней миле» — доставке контента до конечных учеников — полезна доля консерватизма: там важнее надёжность и понятность.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме