LIFEL
рекомендует

Портрет специалиста
e-Learning: Алена Огрыза

18.12.2023
Андрей матюков
E-Learning — это не вёрстка курсов. Это гораздо больше — это космос!
Это истории о тех, кто не понаслышке знает, как разрабатывать электронные курсы. Вашему вниманию — Алена и её путь в нашем любимом e-Learning.
Алена Огрыза
Ведущий специалист по дистанционному обучению, АНО ДПО «КЦПК «Персонал», ПАО «ММК»
  • Как и откуда ты пришла в e-learning, кем успела побывать до этого?
Electronic learning — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. И?! Логично приходить в e-Learning из этих самых информационных и электронных технологий. Несколько лет я работала инженером-программистом в крупном корпоративном учебном центре, который ежегодно обучает более 25 тысяч человек. В таких условиях многозадачность — наше всё! Значительная часть моего рабочего времени уходила на подготовку и оформление учебно-методических материалов для преподавателей. Всегда старалась осовременить даже то, что, казалось бы, «реанимировать» нельзя. Так появился опыт создания электронных учебников, 3D-плакатов, интерактивных электронных курсов, тестовых заданий всех видов, презентаций. Разумеется, у меня была и остается тяга к прекрасному, в том числе к графическому дизайну. Это очень помогало проектировать и создавать комплексные учебные проекты.
  • Кем ты успела побывать в e-learning и чем занимаешься сейчас?
Человек-оркестр — это про меня! Работая в корпоративном учебном центре, бережно хранящем традиции, который только начинает осваивать путь e-learning, понимаю, что мы — группа безумных энтузиастов (нас было трое), которые должны самостоятельно очень быстро научиться создавать приемлемые обучающие продукты, постоянно доказывать их эффективность скептически настроенным коллегам и заказчикам. Я прошла полный цикл разработки курсов, от верстки первых электронных учебников, до полноценных интерактивных курсов. Есть полностью мои авторские курсы, есть созданные в тандеме с предметными экспертами и методологами. Тематика разнообразна — от коммуникаций до электротехники и металлургии.

Не побоюсь признать — ощущаю себя настоящим джедаем! Моя деятельность включала в себя функционал программиста и сисадмина, методолога, верстальщика/разработчика электронных курсов, дизайнера и 3D-моделлера, менеджера и специалиста электронного обучения, работающего с заказчиками и экспертами, администратора LMS, специалиста технической поддержки LMS, маркетолога электронного обучения. Всё и одновременно.

Сейчас эта история продолжается, но на более серьезном и масштабном платформенном уровне. Растет объем задач, скорость исполнения, требования к качеству, масштабы обучения, требования к технологичности и интегрированности в другие системы. Вместе с этим растет наша e-Learning команда, добавляются задачи по онбордингу и обучению новых ребят. Если раньше главной задачей было научиться самой, то теперь непрерывно учимся и учим друг друга. Каждая e-Learning система уникальна, обладает собственной культурой и динамикой, поэтому нельзя просто найти на рынке готового специалиста, каждого приходится огранять как бриллиант. Все крупные изменения внедряются как проекты, поэтому пришлось освоить и азы проектного управления и работать в проектных командах в роли руководителя или администратора проекта.
  • Кто или что больше всего повлияли на твой прогресс в e-learning?
Разумеется, на меня сильно повлиял постоянно растущий масштаб и новизна задач. Это очень интересно и амбициозно создавать что-то новое там, где до тебя ничего не было.

Важный фактор — команда, единомышленники, атмосфера доверия, когда тебя поддерживают и дают возможность реализоваться как профессионал. Чтобы все получилось, надо научиться смотреть глазами новичка, задавать вопросы, быть любознательным и неравнодушным. И, конечно, постоянная тяга к совершенствованию, здоровый перфекционизм!
  • Где ты черпаешь знания для e-learning?
Нельзя зацикливаться только на e-Learning, ведь прогресс невозможен без всестороннего развития. Постоянно осваиваю новые инструменты — графические и видео редакторы, инструменты для верстки сайтов, всевозможные онлайн-сервисы. Мои навыки мобильны. Если чего-то не знаешь — «окей, Гугл» и через 5−15 минут уже появился новый скилл. Конечно, быть на острие помогают регулярные вебинары по актуальным темам, профессиональные форумы и сообщества в Telegram.
  • Где ты черпаешь вдохновение для e-learning?
Конференции — источник постоянного вдохновения, как профильные для e-Learning, а также темы корпоративного обучения — всегда возвращаешься с новыми идеями.

А еще насмотренность — главный навык для e-Learning-специалиста. Бывает, просматриваешь ленту новостей или свежие макеты презентаций, и на лету появляется идея нового курса.

Очень важен контакт с «потребителями» курсов — обратная связь, отзывы. Когда твой курс вызывает положительные эмоции, появляется желание «творить», брать новые темы в разработку.
  • Твой любимый софт в e-learning?
Идеального софта не существует. Всегда есть что улучшить, допилить, прикрутить. Главное чтобы софт подходил потребностям. Из постоянно используемых — iSpring, Scroll, Rise и даже Tilda. Часто смотрю и другие LMS, придумываю какие интересные фичи можно прикрутить к своей, исходя из потребностей заказчика.
  • Что тебе больше всего нравится в e-learning?
Нравится то, что e-Learning — это комплекс. Это и содержательная часть курсов, и дизайн, и поведенческие сценарии взаимодействия с контентом и интерфейсами, и техническая сторона (различные интеграции), и глубокая аналитика — от результатов прохождения курса до комплексных показателей работы СДО в компании. Уже давно не рассматриваю e-Learning исключительно как разработку курсов. Это гораздо больше, это — космос!
  • Твоё самое большое достижение в e-learning?
Одно из масштабных последних событий — запуск корпоративной интерактивной обучающей платформы для ПАО «ММК» и масштабирование её на группу компаний. Главными моими задачами в проекте были проектирование нового процесса обучения свободного доступа внутри корпорации, взаимодействие с разработчиками «Образовательной системы свободного доступа», техническая экспертиза системы, проведение опытно-промышленной эксплуатации с выявлением всех недочётов. Планирую и дальше сопровождать, развивать Платформу в качестве главного администратора.
  • Что бы тебе хотелось поменять в e-learning?
Часто хочется поменять Заказчика. Но на то он и Заказчик, чтобы с ним взаимодействовать. Получить он него запрос и предложить решение. Потом рассказать, доказать, обосновать и реализовать. Ну вы знаете :-)

Еще одно большое желание — чтобы ИИ быстрее проникал в работу LMS-систем. Развить интеллектуальные назначения и рекомендации курсов в зависимости от интересов обучающихся и потребностей компании-заказчика, прогнозирование и формирование карьерных треков.
  • Твоё пожелание начинающим специалистам e-Learning
Заказчик и окружающая нас культура не всегда соответствуют нашим желаниям и ожиданиям. Не стройте иллюзий, работайте с тем, что есть. В ваших силах сделать продукт, превосходящий ожидания.

Не бойтесь осваивать разные инструменты, искать подходящие способы реализации задач, будь то разработка курсов или проектирование масштабной системы. И, конечно, ставьте амбициозные цели.
Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
Хотите поделиться советами и лайфхаками? Пишите нам:
Lifel
опубликует
статьи по теме