Причем, они равны не только по количеству, но и по качеству освоения знаний. В этом году был представлен доклад группы под руководством Игоря Чирикова — профессора факультета социальных наук и департамента социологии ВШЭ, в котором были представлены результаты эксперимента о схожести усвоения знаний, полученных в различных форматах. В десяти ВУЗах инженерного направления были выделены по три контрольных группы студентов:
- Традиционной формы обучения (лекции и семинары),
- Совмещенной (вместо лекций — онлайн-курсы ведущих российских университетов, а семинары и экзамены оффлайн),
- Онлайн (и получение знаний, и их проверка — всё дистанционно).
В результате отклонений в одну из сторон не выявлено, что многих заставило задуматься. Хотя есть гипотеза, что такой эксперимент в ВУЗах только нижнего сектора дал бы результат в пользу онлайн образования в виду дефицита сильных профессоров. А исключительно в ТОПовых, где сосредоточены ведущие ученые, перевес был бы на стороне оффлайн.
О том, возможно ли полное замещение онлайн-курсами очного обучения не идет, но об этом должны думать как сами студенты, так и ВУЗы. В частности, слабые оффлайн-курсы могут выдавиться дистанционными (которые дешевле) еще и по экономическим критериям. Это только-только начинают понимать руководители ряда университетов, но явление еще не стало носить массовый характер. Но если что-то серьезно не изменится, то в ряде секторов это самое вытеснение произойдет достаточно быстро.
Наконец, онлайн-платформы предоставляют сейчас специализации из связки курсов, которые ведут к получению сертификатов квалификации в определенной области. И большинство доходов, которые ВШЭ получает от Coursera, связаны с реализацией именно этих специализаций. Такие сертификаты дают тот самый Microdegree.