LIFEL
рекомендует

Как создать диалоговый тренажёр

07.12.2022
СЛМ
Советы по методологии от Смарт Лайн Мультимедиа
Искусство вести диалог — это важная составляющая успеха. Чтобы прокачать навыки общения в безопасной среде, не отходя от компьютера, можно воспользоваться диалоговым тренажёром.

Например, продавцам важно чувствовать себя свободно и непринуждённо во время общения с покупателями, которые сомневаются и задают вопросы. Если заранее подготовиться к возражениям клиента, можно повысить свою уверенность и шансы совершить продажу.

Диалоговый тренажёр имитирует ситуацию общения. Задача пользователя — оценить её и выбрать самый удачный ответ для продолжения разговора. Тренажёр определяет, какой будет реакция персонажа (участника диалога) на ответы и как будет развиваться сюжет. Если пользователь выбирает верную реплику, то собеседник реагирует положительно. Если же он выбирает неверную реплику, то и реакция будет менее позитивной. Как в жизни.
Создавать сценарий диалога полезно с определения слабых мест, которые требуют тренировки коммуникативных навыков. Сначала проработайте ветку с правильными формулировками. В ключевых точках подготовьте варианты не совсем верных вариантов реплик, которые ведут к негативному развитию событий. Продумайте реакции собеседника на неверный выбор.

Создать сценарий тренажёра можно с помощью специальных сервисов или конструкторов. Для этого также хорошо подходят ментальные карты, которые демонстрируют, в какую сцену симулятора попадёт пользователь после своего выбора.
СЛМ, Смарт Лайн Мультимедиа, Диалоговый тренажер, Педдизайн, онлайн-обучение, разработка электронных курсов
Рассмотрим основные варианты реализации диалоговых тренажёров.

Слайдовый кейс-тренажёр

Ситуация излагается на слайдах с иллюстрациями. По мере развития сюжета пользователь принимает решения, выполняет расчёты и т. п. Реакции персонажей демонстрируются с помощью прогресс-бара и смены иллюстраций. В таком тренажёре можно использовать фотографии. Например, его героями могут стать реальные сотрудники, а фонами — локации компании. По желанию в таком тренажёре может быть аудиосопровождение.
СЛМ, Смарт Лайн Мультимедиа, Диалоговый тренажер, Педдизайн, онлайн-обучение, разработка электронных курсов

Анимированный тренажёр

Это тренажёр в виде анимированного ролика. Видео приостанавливается, когда пользователю нужно выбрать верную реплику главного персонажа. От его выбора зависит развитие сюжета. В таком симуляторе используется звуковое сопровождение, и это задействует уже два канала восприятия информации. Персонажи и локации могут имитировать реальную обстановку и сотрудников компании.
СЛМ, Смарт Лайн Мультимедиа, Диалоговый тренажер, Педдизайн, онлайн-обучение, разработка электронных курсов

Видеотренажёр

Этот вариант тренажёра построен по тому же принципу, что и анимированный. Сотрудник смотрит видеофрагмент с ситуацией, далее видео останавливается, и предлагаются варианты ответа или действия. Выбранное решение сопровождается озвучиванием реплик, и диалог продолжается. Преимущество этой версии тренажёра в реалистичности картинки и создании атмосферы, близкой к рабочей.
СЛМ, Смарт Лайн Мультимедиа, Диалоговый тренажер, Педдизайн, онлайн-обучение, разработка электронных курсов
Чтобы тренажёр помог достичь учебной цели и пользователь прокачал коммуникативные навыки, обратите внимание на ряд значимых моментов:

  • В основе сюжетов лежат реальные рабочие ситуации, которые совпадают с опытом и запросом пользователя.
  • Персонажи должны обладать индивидуальностью, характером, а их реакции быть живыми и адекватными происходящим событиям.
  • Важно и то, как и что персонажи говорят. Тренироваться на нереалистичных фразах неэффективно — это пустая трата времени. Реплики должны имитировать живую речь. Особенно это важно для персонажа в роли клиента.
  • Формулировки верной и неверных веток главного персонажа примерно одинаковы по количеству слов, а их содержание не выдаёт неверный вариант с первого взгляда.
  • И ещё один важный аспект разработки — обратная связь. Так как цель диалогового тренажёра — прокачать коммуникативные навыки пользователя, помогите ему разобраться в нюансах формулировок с помощью развёрнутого фидбэка. Обратная связь может следовать после выбранного варианта или в финале тренажёра.

Механика продвижения пользователя по тренажёру зависит от целей обучения. Чаще всего она реализуется в двух вариантах:

  1. После неверного ответа участнику даётся ещё одна попытка.
  2. После неверного ответа предлагается продолжить диалог и найти выход из сложившейся ситуации, но при этом настрой клиента на общение снижается.

В любой тренажёр может быть зашита геймификация — начисление баллов, бонусов, наград. Пользователю это помогает понять, как он справляется с ситуацией.

Трудно найти более удачный инструмент для прокачки навыков общения в типичных ситуациях, чем диалоговый тренажёр. А грамотно сконструированный тренажёр позволяет не только выучить удачные формулировки, но и думать, понимать нюансы общения и получать от этого пользу для себя и компании. Теперь вы точно знаете, на что обратить внимание при разработке тренажёра. А если нужна помощь, можно обратиться к нашим специалистам.

Удачи в разработке!

Черкалина Анастасия

Директор по методологии

ООО «Смарт Лайн Мультимедиа»

Понравилась статья? Нажми на Лайфика!
статьи по теме