Slider
Кто становятся eLearning-специалистами?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Откуда приходят в eLearning

Разработке электронных курсов (верстке и методологии) в российских учебных заведениях пока не учат. Поэтому готовых разработчиков электронных курсов нет.

айтишники,
кадровики,
авторы статей,
представители образования,
специалисты любой узкой сферы.

 

От прохождения электронных курсов до их разработки

Могу поделиться своим примером. Более 10 лет я работал в IT-сфере РЖД. По долгу службы сопровождал в ту пору как аппаратуру, так и программное обеспечение. Со временем стал накапливаться багаж обращений. Тогда по своей инициативе я стал вести корпоративный сайт отдела в интранете, где отражал ответы на часто задаваемые вопросы от пользователей либо разъяснения редко используемых операций. Там у меня и стала формироваться забота об обучающихся. Я прекрасно понимал специфику работы компании, при которой многие специалисты работают в ночную смену. Это была еще эпоха без кол-центров. И мне было важно, чтобы кто-то из тех, кто обращается ко мне днем по телефону, мог бы ночью зайти на страницу сайта и найти ответ на свой вопрос в оперативном режиме.

При внедрении новых специализированных программ несколько раз мне доводилось проводить и очные обучения в техклассах для работников, приезжавших с трассы. Тогда приходилось анализировать большие руководства пользователей, выбирать из них суть работы, благодаря которой в сжатые сроки можно очно показать основы работы в программе. Причем в программе, технологию работы которой не знаешь. Мне – «компьютерщику» надо было научить пользоваться новой автоматизированной системой, к примеру, дежурных по станции, диспетчеров или товарных кассиров. Помню, как накануне подобных учёб, дабы хоть как-то понять технологические процессы, отраженные в таких программах, по собственной же инициативе назначал встречи с главным инженером станции и пытался в разговоре с ним понять, почему за нажатием той кнопки, идет ввод таких-то данных и т.п. На языке eLearning - это как беседы методолога и предметного эксперта.

Но ни про какое электронное обучение, а точнее себя в нем, я тогда и не думал. Хотя периодически повышал собственные знания посредством дистанционных курсов, на которые записывался заранее. Помню, как скучны были многие из них в 2005 году. Когда открываешь слайд, а там тонны текста, разбавленные редкими картинками, и в конце сухие тесты без какой-либо практики. Позже я понимал, что в таких "курсах" просто перекладывался мануал на слайды, что далеко от педдизайна – слова, о котором я узнал значительно позже. Однако редкие курсы уже тогда меня цепляли. По-моему, были они от рук разработчиков МИИТа – это мои любимые симуляторы программного обеспечения. Выглядели они как консольные приложения – командная строка на черном экране, как в DOS - имитировавшие операционные системы коммутаторов/маршрутизаторов Cisco. Помню свой восторг, когда благодаря им была возможность и понастраивать виртуальные устройства, и при этом не сбить с толку реальную «железку». Навсегда запомнил тот эффект присутствия и его практическую пользу.

Вместе со всем этим я попутно писал статьи о любимом баскетболе в различных спортивных изданиях. В данном случае уже не имея журналистского образования, приходилось брать интервью, учиться правильно задавать вопросы, чтобы получить от игрока интересный для читателя контент, а затем его полученное удачно паковать для удобства восприятия. Или же надо было описать матч, чтобы это не получалось сухой стенограммой цифр и комментариев к ним. Там тоже перекликались и забота об условном обучающемся, и анализ информации с последующей её обработкой.

Но главное во всём этом, да и во всей человеческой деятельности – это цель. Хотелось сменить вид деятельности, чтобы можно было помогать другим разбираться в чем-то специфическом. И на свою удачу в 2015 году я узнал о наборе в корпоративную команду разработчиков электронных курсов! Необходимо было сделать подобие курса лишь средствами Power Point. О существовании того же iSpring Suite я тогда и понятия не имел. На входе было многостраничное руководство пользователя, на выходе от нас ждали структурирование его сути в наглядном виде, с использованием динамики и интерактива. Применив пару макросов и стандартные возможности PP, я сделал первое подобие своего курса за один вечер. Тогда еще не знал, что судьба мне подготовила подарок и проверку в одном флаконе. Ведь на создание конкурсной работы отводилось больше недели, а узнал я о наборе в команду лишь за сутки до делайна, так как находился до того в отпуске.

Сейчас с улыбкой на лице понимаю, что лично для себя я проверил тогда не только свои навыки в обработке информации и ее верстке, но и возможности при жёстком цейтноте, в режиме которого разрабатывается большая часть курсов. 

Первое моё знакомство с eLearning было посредством вебинара Елены Тихомировой, и я очень рад, что именно от неё впервые услышал это слово. Тогда же Елена традиционно посоветовала прочитать книгу Джули Дирксен "Искусство обучать".

isob2

Через месяц я послушал вебинар Анны Мосягиной про редактор iSpring и подумал, как мог бы улучшить ту свою конкурсную работу, зная о нём ранее. Но в этом уже не было необходимости, т.к. отбор я прошел, попав в команду из 17 будущих разработчиков курсов. Впереди предстояло пройти первое очное обучение по разработке электронных курсов. За неполные 5 дней Елена Тихомирова (ELEARNING CENTER) и Алексей Корольков (WEBSOFT) рассказали нам основы. Помню свои смешанные чувства, когда за первый день мы ни разу не присконсулись к комьютеру. "Руки чесались", чтобы скорее начать что-то верстать, а редактор всё еще не запускался. Но к концу первого дня стала понятна разница между простыми PPT или PDF и электронным курсом.

Из большого объёма сложной информации необходимо понятным языком донести обучающемуся суть пробемы, погрузив его в соответствующую среду.

Вот так в 2015-м я погрузился в мир eLearning. Нашел то, что даже не мог сформулировать, когда был в поиске.


Но главное - не останавливаться в своём развитии. Следует участвовать в конкурсах, посещать конференции, анализировать чужие курсы, браться за новые необычные проекты, практиковать нетворкинг. За три года мне удалось посетить более 10 eLearning-конференций, таких как: iSpring Days, EdCrunch, ELForum, "Искусство разработки". Совмещал верстку с тестировкой курсов и руководством проектами. Случилась у меня даже победа в конкурсе EdCrunch Award 2016 в номинации курсов на iSpring, где я был одним из 25 номинантов.

После чего по приглашению Анны Мосягиной провел вебинар для её мастерской eLearning HandMade. А бОльшим достижением для себя считаю участие в качестве эксперта при оценке курсов турнира разработчиков WebSoft 2016 года, и в еще более значимом конкурсе "Искусство разработки 2017", который проводит ELEARNING CENTER. Мне было почетно и очень интересно тестировать курсы как начинающих разработчиков, так и профессионалов, оставляя комментарии для каждой оценки и работы в целом.

Facebook Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

О других примерах eLearning-специалистов подкасты Евгении Посуховой. А о том, как повышать свои знания в сфере разработки электронных курсов, я писал в этой статье