Slider
Обзор очередной конференции электронного обучения от компании iSpring

Уже iSpring Days 6, а eLearning всё продолжает внедряться

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обзор очередной конференции электронного обучения от компании iSpring

По традиции, накануне дня учителя состоялась конференция iSpring Days. Начиная с 2016 года, это уже пятое подобное мероприятие, не считая отдельных промежуточных мастер-классов академии iSpring.

У каждого из участников остались свои впечатления. Я лишь могу поделиться личными наблюдениями. Что удивительно, каждый раз на конференциях iSpring Days встречаются люди, которые только знакомятся с eLearning. На этом я и решил поставить акцент в своем очередном обзоре, раз внедрение «дистанционки» всё еще остается актуальным. Контрастны оказались направления бизнеса в рассматриваемых примерах. Но о докладах чуть ниже, а для начала несколько слов о самой конференции.

Меньше времени с микрофоном, актуальнее вопросы

Организация взаимосвязи докладчиков с аудиторией была отчасти организована с помощью Tellsy. Впервые я столкнулся с этим сервисом на весеннем Elearning Elements. Удобная вещь - аудитория лайками сама оценивает интересность вопроса из зала, набранного в «Теллси», и поднимает его наверх для озвучивания ведущим. Тем самым сокращается время нудных формулировок участников с микрофоном.

tell

Я бы еще предложил тем, кто предоставляет сопутствующий конференциям подобный софт, сделать какое-нибудь решение по сбору электронных визиток и их обмену. Самое простое – это в том же Telegram или WhatsApp создать временный чат, куда бы участники во время конференции подгружали сфотографированные визитки с парой слов о деятельности своей или компании. И так полезные люди находили бы другу друга лучше.

Больше бы связей в нетворкинге

С самой своей первой конференции iSpring неизменно радует паузами на нетворкинг. Но последние пару лет он стал сводиться больше к квизам, потеряв саму суть нетворкинга – выстраивание полезных связей.  Хотя на ранних iSpring Days мне больше нравились такие форматы, при которых после каждого тура участники менялись командами. Тогда, образуя новый мини-коллектив, первым делом все участники обязательно представлялись друг другу, кратко рассказывая о себе. А потом уже отвечали на какие-то вопросы, проецировали себя на какие-то заявленные ситуации. Тогда за один час получалось, как бы между делом, узнать поближе человек 20, и завязать с некоторыми взаимовыгодные знакомства.

networking

Правда, стоит отметить, что в это раз нетворкинг iSpring был хоть и квизо-ориентированным, но с вкраплениями вопросов из прозвучавших ранее докладов, что было отличным ходом для закрепления услышанного материала.

Соотношение теории и практики – как по педдизайну

Наверное, уже раз третий, конференция сопровождается параллельным мастер-классом, который очень удобен для новичков или представителей компаний, которые приходят группами. Одни получают теоретические знания, а другие, в то же самое время, практические. Чтобы прийти на мастер-класс вооружившись, организаторы за несколько дней рассылают исходники рассматриваемых упражнений и временный ключ к редактору iSpring Suite.

master

Но мастер-классы iSpring эффективны не только для новобранцев eLearning’а. К примеру, на этот раз кроме прочего, показывалось, как самостоятельно создавать в электронных курсах трендовые в этом сезоне лонгриды. А Роман Худоногов (сооснователь The Village и директор по продукту Setka) дал советы, как эти курсы-статьи сделать более привлекательными и читабельными.

Раздатка как инструмент

Также я всегда обращаю внимание на практичность раздаточного материала. В прошлом году законодатели образовательных мод из Йошкар-Олы предложили инструментальный бейдж, в котором размещалась вся программа конференции. Очень удобный ход, чтобы постоянно не раскрывать блокнот и выбирать нужный поток. На этот раз отмечаю скрытые возможности, как раз, фирменного блокнота.

blok

Всегда будут те, кто делает это впервые

Что касается докладов, то тематика их разнилась от внедрения электронного обучения в компании, до работы мозга, попутно разбирая такие темы, как геймификация и написание эффективных лонгридов. Посетить, ввиду параллельности трех потоков, я смог далеко не все выступления. Выделю особо запомнившиеся из тех, которые подчеркивали пользу внедрения eLearning, сопутствующие проблемы и их решения. Представлю их тезисно под своими заголовками:

  • Если eLearning нельзя привить, его можно вырастить
  • За положительным пиаром к добровольцам
  • Снижение затрат на обучение для доступности цен на товары

el1t 

Если eLearning нельзя привить, его можно вырастить

Олег Пашукевич из «Рэдмонд» поделился собственным рецептом успешного внедрения электронного обучения в компании, возникшем после предварительного неудачного опыта прямого прививания этого вида корпоративного образования. Сначала очное обучение заменили вебинарами, которых доходило до 70 эфиров в месяц. Под них было оборудовано 6 специализированных «шоурумов». Каждый день тренеры вещали про продукты, т.к. записями вопрос не решался из-за необходимости прямого онлайн-контакта. Получилось весьма трудозатратно, но малоэффективно. Слушатели перестали продуктивно воспринимать 2-часовые мониторные рассказы.

В 2017-м году команда «обучателей» во время выбора СДО остановила свой взгляд на инструментах iSpring, как самых легкодоступных и выполняющих все задачи «Рэдмонд» в плане образования без привлечения дополнительных денежных средств и специалистов. Только вначале переломного момента Олег и команда определили роль СДО как дополняющую основному обучающему процессу. Сделав пачку курсов, они стали ждать, как пользователи системы ринутся их проходить. Но… Как часто случается, бывалые спецы не приняли новый подход получения профессиональных знаний.

red 2

Тогда лояльное к инновациям руководство (не всем так везет) дало новаторам второй шанс. И они им воспользовались более изощренно. Если не получается навязать дистанционку старожилам, то не надо и пытаться. Акцент сменили на новичков, поставив задачу – погрузить в электронную образовательную среду, как в само собой разумеющееся, новое поколение. Новобранцы и не знали другой реальности, кроме как с eLearning, и легко в нее погрузились. И вот уже подход через обязательную программу адаптации стажера дал долгожданный результат!

А уже глядя на своих новых коллег, постепенно заинтересовались электронным подходом и те, кто категорически не принимал его в период начальной «обязаловки». Этот момент Олег описал «эффектом сотой обезьяны». Таким образом удалось накопить критическую массу лояльных к СДО сотрудников (в данном случае – более 400 стажеров), которая позволила компании процесс окончательного внедрения электронного обучения сделать необратимым. Конечно же, не обошлось без внутреннего самопиара с регулярными анонсами и встречами. «Маслом в огонь» стали рейтинги в СДО, которые подстегивали сотрудников соревноваться друг с другом в цифровой успешности.

Качественная и оперативная подготовка кадров в такой крупной и рассредоточенной компании, которая производит высокотехнологическую бытовую технику с современным управлением, и к тому же имеет представительства в других странах  – это неотъемлемая часть производственного процесса. Поэтому результаты внедрения eLearning в «Рэдмонд» не заставили себя ждать.

red 3

Более 300 отзывов розничных руководителей подтвердили тот факт, что их отношение сменилось с «хейтерского» на положительное. В «Рэдмонд» уже никто не представляет работу без обучения сотрудников посредством СДО. Более 7000 сотрудников уже вовлеклись в «электронку».

red 4

Свой успешный рецепт Олег отнес к такому термину, как «систематическая ошибка выжившего».

 

За положительным пиаром к добровольцам

Если для «Рэдмонд» с их интеллектуальной продукцией современные методы обучения должны подходить по определению, то дружба ЖКХ с новыми технологиями в плане автоматизации процессов и тем более корпоративного образования – это менее ожидаемо. Но скептицизм в данном вопросе развеяла Светлана Сугробова - руководитель отдела обучения ПИК-Комфорт.

Причиной смены подхода к обучению в этой компании послужил рост количества её сотрудников с 800 до 2000 за 2 года. Было решено систематизировать, стандартизировать и технологизировать работу всех сотрудников. Для реализации этих задач было отведено более 100 разработчиков. Основной же целью перемен стала смена отношения жителей к ЖКХ. На этом этапе руководство компании приняло решение создать отдел обучения. А ввиду того, что средний возраст руководителей в «ПИК-Комфорт» - 34 года, они сами готовы получать новые знания для развития и роста. К тому же сделать это оперативно и экономично в такой большой и территориально разбросанной компании без дистанционного подхода невозможно. Именно 2 группы таких добровольцев и обеспечили отдел обучения первым положительным пиаром. А бизнес увидел финансовую выгоду благодаря троекратному сокращению затрат на  командировки.

Другой фактор за корпоративное электронное обучение в сфере ЖКХ – это то, что для такого сверх регламентированного бизнеса ни один институт не готовит управляющих многоквартирными домами. Поэтому вся стандартизированная образовательная база формируется симбиозом регламентов и практического опыта реальных инженеров. Светлане и её коллегам было особенно сложно потому, что в своей отрасли они были первыми, и подсмотреть было не у кого.

Электронное обучение в «ПИК-Комфорт» применяет различные методы. Наряду с вебинарами и электронными курсами, они используют и симуляторы ПО в виде подкастов в iSpring. А ввиду автоматизации всех процессов, внутреннего программного обеспечения разработалось довольно много и оно часто совершенствуется, потому и симуляторы должны оперативно обновляться. Только отдел обучения состоит из 5 человек (руководитель, бизнес-тренер, 2 разработчика и администратор СДО). Для этого отдел образования обучил департаменты самостоятельно создавать с помощью iSpring скринкасты по работе с внутренним ПО. Удалось к этому процессу привлечь даже бухгалтеров. При этом стоит отметить, что в ПИК-Комфорт не встали на грабли новичков, создающих симуляторы ПО, которые пытаются всю работу программы «запихнуть» в курс, а делают отдельные симуляторы по операциям. Для создания скринкастов они отвели специально оборудованную комнату.

pik 3

Параллельно с привлечением внутренних экспертов, идет работа и с внешними, ввиду специфики работ, сотрудников в плане опасностей: работа на высоте, в подвалах, под высоким напряжением электричества и воды. Здесь охрана труда, пожарная безопасность, оказание первой помощи – это не просто заголовки брошюр, а жизнь сотрудников. Сняли видео-ролики с инспектором  по безопасности, с врачом. Причем подобные ролики не представляют собой сухое повествование теории, а разбавляются интересными житейскими примерами для удержания внимания обучающихся.

Пиар получился за счет внутренней конференции с интервью тех, кто закончил кадровую школу руководителей. Люди больше доверяют мнению знакомых по работе, чем неизвестным «актерам». Тем более тем, кто реально получил назначение после кадровой школы. Эффектом данной инициативы стал завал заявками на обучение и 30% вовлеченности.

После успешного «Wow-эффекта» от конференции  была дистанционно проведена внутренняя аттестация для понимания собственных ресурсов. На основе ее результатов назначались курсы для восполнения пробелов знаний с обязательным выполнением домашних заданий, которые проверял бизнес-тренер. Благодаря аттестации об отделе обучения узнали абсолютно все ее сотрудники по всей стране. В аттестации перестали видеть угрозу, а разглядели возможность для развития. Этот шаг привел уже к 60% вовлеченности штата в обучение. В каждой управляющей компании есть компьютер, на котором каждый сотрудник вплоть до дворника может пройти обучение. У всех есть аккаунты с личным кабинетом.

За год 148 созданных курсов назначались 4148 раз.

 

Снижение затрат на обучение для доступности цен на товары

Перейти на электронное обучение решили и в компании Unilever, когда 4 тренера стали проводить до 100% своего рабочего времени в командировках по городам России, Украины и Беларуси. На каждого приходилось до 50 городов, в которых они проводили аудиторные обучения. И даже этого получалось мало, так как доходило до отсутствия обучения у сотрудника в течение полугода. Линейными менеджерами, ввиду занятости и разного уровня их подготовки, восполнять этот пробел качественно не везде удавалось. Сначала были попытки компенсировать недостаток очного обучения благодаря сайтам и «облакам», но в таком случае нет уверенности в двухстороннем участии:  кто изучил материалы, в каком объеме, с каким результатом.

Бизнес волновался из-за потерь в продажах ввиду того, что не всех новичков можно было оперативно «вооружить» знаниями. К тому же компания месяц от месяца меняет приоритеты по продажам, что должно оперативно масштабироваться на регионы. «Очка» такому ритму соответствовать больше не могла, но глобальная LMS от Uniliver такие вопросы удобным образом тоже не решала. Тогда стали искать систему обучения на российском рынке.

Выбор на iSpring Learn пал по следующим причинам:

  • наличие удобного мобильного приложения,
  • простой редактор курсов и простая в управлении LMS (на уровне пользователя Windows) ввиду того, что весь контент надо производить собственноручно,
  • поддержка мобильными приложениями старых версий Android и iOS, а также работы на низких каналах связи или автономно,
  • Всеядность LMS, чтобы кроме электронных курсов, можно было подгружать и обычные PDF, видео, Word, Excel,
  • разнообразие вариантов проверки знаний - не только сухие тесты, но и возможность перетаскивать объекты на локациях, диалоговые тренажеры, развернутые ответы для проверки бизнес-тренерами и т.д.,
  • удобство отчетности для руководителей,
  • безопасность данных.

Теперь, как рассказали Степан Горинь и Любава Пекарская, в Unilever все мерчендайзеры и торговые представители для начала знакомятся с компанией, продукцией и предстоящими задачами благодаря двухнедельному адаптационному курсу, каждый модуль в котором не превышает 20 минут. Стремятся перейти на 10-минутные. К тому же, кроме поддержки обучающихся оффлайн или вебинарами, обновленная СДО от iSpring позволяет больше не прибегать к Телеграм,а обеспечивает внутреннюю коммуникацию сама. После обязательного вводного курса сотрудник уже может сам выбирать курсы в базе знаний.

uni

Экономия времени руководителей на обучение позволила больше концентрироваться на бизнес-задачах. А снижение затрат на обучение дало возможности продавать товары по самым доступным ценам.

 

 

Ну а чтобы получить информацию iSpring Days в полном объеме, приходите в следующий раз на саму конференцию. А то, что не удастся увидеть и услышать там непосредственно, получите затем от организаторов в видео-формате.

 

Завершал же этот очередной яркий день в столичном Метрополе под вывеской iSpring фирменный фуршет и розыгрыш призов.