Про оптимальную длину курса

Какой длительности должен быть электронный курс?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Про оптимальную длину курса

В разговорах о продолжительности электронного курса упоминаются разные ограничения: не более 25 слайдов в модуле, не дольше получаса на прохождение, после каждых пяти слайдов – обязательная практика и т.п. При этом на практике продолжают появляться очень длинные курсы, значит, кого-то это устраивает? Или же зависит от пресловутой целевой аудитории и мотивации? Порассуждаем об ограничениях по длительности.

Если не отвечать цифрами, а логикой, то можно выбрать вариант – курс должен длиться достаточно долго, чтобы соответствовать целям обучения. Вроде не плохой вариант, но обычно он не устраивает спрашивающих. Вспомним, к примеру, сколько длится урок в школе или пара в университете, или какая часть аудитории досиживает до конца конференции? В какой момент перестает работать мозг и принимать информацию, когда пропадает желание получать новые данные и начинается зевота? У всех по-разному! Многое зависит и от содержания, и от подачи. К примеру, меня в бытность студентом, бывало, просили за дверь по двум причинам - или засыпал, или начинал болтать, отвлекая ближайших одногруппников. Причины на то были разные – скучно, неинтересно, очевидно, не нравится конкретный преподаватель, да просто не выспался или встал не с той ноги.

Так и в электронном обучении – причин хватает на то, чтобы одной цифрой не назвать идеальную продолжительность курса. Слишком длинный курс увеличивает вероятность того, что ученик будет искать причины покинуть его. На моей практике был один неподъемный курс по большой теме. Я кое-как в борьбе с экспертами добился того, чтобы его разбить хотя бы на три части. Собрав его, запустив в обучение и получив обратную связь, стало уже очевидно всем, что его надо еще «кромсать». Не усвоить весь тот объем информации, даже при оптимальном распределении теории и практики в курсе. Это как если бы вместо пяти пар в универе был бы день по одной дисциплине, который бы сочетал в себе и лекции, и лабораторные, и семинары, и итоговый зачет. Хотя порой у заочников бывает всякое, но там не до получения знаний. Но что в такой ситуации правильным образом усвоилось в голове? И сколько бы подобных дней можно было выдержать?

Фрагментация контента

Поэтому вполне объяснима современная тенденция онлайн-обучения, которая предполагает разделение курса на небольшие, удобоваримые куски. Некоторые называют это YouTube-обучением. И тому есть объяснение, в виду того, что человечество всё больше и больше использует мобильные устройства, в которых фрагментированный контент легче воспринимается. К тому же, разбивая курс на модули, получаем более гибкую производственную среду. Модули легче обновлять и изменять, плюс – по ним проще перемещаться, выстраивая свою траекторию обучения.

time1Что касается длины курса при разбивке помодульно, то её уже будет определять обучающийся, а не «Содержание». Некоторым ведь может понадобиться только один кусок для удовлетворения своего аппетита (цели обучения), в то время как другим может потребоваться больше.

Интервальное обучение

Известно, что интервалы между учебными событиями со временем могут улучшить результаты обучения. Иногда создают курсы, которые назначаются сотрудникам постепенно. Первыми вводят «кусочки» с концепцией большой картины, а затем с течением времени обучение подкрепляется различными активностями, которые требуют обратной связи и применения.

В частности, некоторые компании в своих учебных программах имеют несколько базовых курсов, в которых подчеркиваются конкретные ожидания организации. После прохождения таких курсов, сотрудникам требуется решить некие задачи на основе полученных знаний, а затем обсудить их решения со своими менеджерами.

time2

Можно также применять эффективный способ интервальной подготовки. Основная идея состоит в том, чтобы представить материал курса три раза с десятиминутными перерывами. Например:

  1. инструктор представляет контент;
  2. 10-минутный перерыв;
  3. обучающиеся вспоминают содержимое курса;
  4. 10-минутный перерыв,
  5. обучающиеся применяют полученные знания на практике, демонстрируя понимание содержания.

time3

Конкретно в eLearning это не применить в явном виде, но можно использовать в смешанном обучении, где живой инструктаж сочетается с электронным контентом.

Продолжая говорить о курсах продуктовыми терминами, можно сказать, что учиться – это как есть. Правильно ведь - не просто одну за одной забрасывать еду ложкой в рот. При этом не надо забывать её пережевывать, не набивая полный рот, измельчая еду для глотания и дальнейшего переваривания. Вот и в случае с информацией - получив одну порцию, следует поразмыслить над ней, возможно, опробовать на практике, а затем отправить её в другие части мозга для обработки. Избегайте больших «плохо перевариваемых» кусков, предоставьте учащемуся возможность использования новых знаний. Но это не означает строгое использование проверки знаний после каждых пяти информационных слайдов. Пробуйте подходить к этому творчески.

Студенто-центричность

Одно из преимуществ электронного обучения заключается в том, что оно асинхронно и не ограничено географией или временем. Это дает обучающемуся гибкость, позволяющую пройти курс в удобный момент.
Еще один козырь eLearning заключается в том, что обучение является самооцениваемым, что напрямую связано с продолжительностью прохождения курса. Опытный сотрудник может учиться намного быстрее, чем новичок. Таким образом, временные рамки условны. Воспользуйтесь преимуществами, которые предоставляет электронное обучение для создания среды, которая лучше всего подходит для пользователя.

student centered

Вот несколько советов по отношению к обучающимуся:

  • Дайте ему возможность изучить содержание курса.
  • Позвольте понять ценность для него.
  • Предоставьте достаточное количество дополнительных ресурсов и руководств для укрепления получаемых знаний.
  • Не блокируйте навигацию. Пусть он перемещается по курсу, как пожелает.
Количество слайдов не имеет значения

Часто, когда люди спрашивают о длине курса, они упоминают о количестве слайдов или кадров оптимального курса. Вероятно, некоторые из них полагают, что каждый слайд длится «X» минут, на основе чего подсчитывают продолжительность курса, как в презентациях.

Однако, когда дело доходит до eLearning, подсчет слайдов не имеет значения. Обучающийся смотрит на экран, а не на слайды. Можно ведь поместить пять частей информации на одном слайде или распространить эту же информацию на пять слайдов. Для него это не имеет значения.

smotr

По сути, на экране отображается контент (в основном текст и некоторые виды мультимедиа), который меняется на протяжении всего курса. Имеет ли значение, меняется ли он на одном слайде благодаря слоям или перескакиванием на новые слайды? Конечный пользователь знает, что информация на экране изменилась, и ему всё равно, каким образом.

С интересом время летит незаметно

Привлечение аудитории как активных участников - отличный шаг. Ведь не так важно, насколько длинный или короткий курс, главное - сделать аудиторию счастливой. Однако интерактивность требует больше времени. А не заскучает пользователь, пока ему интересно.

Простое сравнение – взгляните на мир массовой культуры, телевидения и рекламы, чтобы увидеть, как эти сегменты соответствуют среде электронного обучения. Подумайте о средней продолжительности ситкомов, которые длятся от 20 до 40 минут. Всё, что приближается к часу или переваливает за него – это уже много и требует особого внимания.

theory

Разумеется, сложные темы не уложить в короткий курс, так разбивайте их на модули, фрагменты, параграфы - как хотите это назовите, но дайте ученику покушать в удовольствие и не вынуждайте его объедаться. После переедания долго не тянет за стол.

Всё зависит от целей обучения

Мы все приступаем к обучению с различным опытом и уровнем понимания. Некоторые могут быстро освоить новый контент, в то время как другим может потребоваться больше практики и обратной связи. Электронное обучение идеально подходит для такого подхода, поскольку оно гибкое и может быть адаптировано к потребностям учащихся и их успеваемости.

goal
Тем не менее, любой курс, который вы разрабатываете, является лишь путем для достижения конкретных целей. Мы не делаем электронные курсы только для того, чтобы их делать, а стремимся к удовлетворению конкретных потребностей. Таким образом, взгляд на идеальную продолжительность курса немного ошибочен и фокусируется в неверной области. В конечном счете, нам - как разработчикам, необходимо определить, какое вмешательство с нашей стороны помогает обучающемуся соответствовать ожиданиям обучения.

Если эти советы вас не устраивают, тогда ограничьте среднее прохождение модуля 15 минутами, а если совсем труба – не позволяйте максимуму переваливать за 1,5 часа. И опять же - всё это условно...


Разработка электронных курсов, eLearning
Slider