Что относится к eLearning, а что нет?

Что относится к eLearning, а что нет?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как определить - электронный курс перед вами или просто пособие?

В корпоративном обучении уже почти все говорят про eLearning. И что это за электронное обучение? Что подразумевается под этим «e»? Относится ли презентация в том же PowerPoint, опубликованная в Интернете (даже со встроенной аудиозаписью для лучшего восприятия), к электронному обучению? Нет? А почему нет? Разве не в «электронном» виде доносится информация? Или как насчет интерактивной электронной книги? Или видео? Или набора HTML-страниц с текстом, изображениями и кнопкой «Далее»? Порой не просто объяснить, что такое eLearning.

Как вы можете видеть, существует множество цифровых «обитателей», которые маскируются под электронное обучение. В этой статье я хочу отделить зерна от плевел и раскрыть этот замечательный «образ» методологии обучения, который взял штурмом мировое образование примерно два десятилетия назад.

ДНК eLearning

Итак, что такое «истинное» электронное обучение? В чем его фундаментальная природа? Какова его ДНК, так сказать? Как идентифицировать это неуловимое существо?

1. Homo Sapiens или неандертальцы

Первое, на что следует обращать внимание - на родословную. Рождается ли обучение от «instructional design» или, как говорят по-русски, педагогического дизайна? Направлен ли его контент (текст, изображения, анимация, интерактивность, оценки) на облегчение обучения, несет ли он собой «instruct» - инструктирование? Разговаривает ли он с учеником? Уделяет ли ему внимание? Предназначен ли для передачи знаний и навыков учащемуся?

Если же это просто передача идей и информации (например, презентация PowerPoint) или развлекательный контент (например, видео или подкаст), или статический текст (например, электронная книга) - это не eLearning.

2. Различные штрихи для разных людей

Для определения второй характеристики необходимо копнуть глубже. Мы все интуитивно знаем, что каждый из нас учится по-своему. И для подтверждения того даже не нужно искать никаких эмпирических исследований. Некоторые учатся лучше, читая, некоторые – слушая, некоторые - делая, и так далее. Хорошее электронное обучение учитывает особенности обучающихся и их академическую склонность - зрительную, слуховую, кинестетическую. Имеет ли курс здоровый баланс текста, визуальных эффектов, интерактивности и звука? Если нет, то он не «чистокровный».

3. Всегда есть мотивация

Важнейшим ингредиентом для обучения является желание учиться. Без достаточной мотивации обучение не произойдет, даже если все остальные составляющие будут идеальными. Большая часть этой мотивации обычно исходит от учителя в классе, но как быть в электронном обучении? Сам курс должен предоставить её! Возможно, не так хорошо, как живой учитель, но достаточно, чтобы связать потребности ученика с его целями. Рассказывает ли курс обучающемуся с самого начала, как тот облегчит ему жизнь? Каковы его личные цели обучения? Если нет, то эффективность такого курса сомнительна.

4. Применимо к жизни

Несмотря на десятилетия исследований, мы все еще не знаем точно, как люди учатся. Но уже известно, какие необходимые элементы должны обязательно присутствовать в обучении. Причем, наиболее важным из них является мотивация, о которой говорили выше. Следующим важным элементом является контент. Способствует ли содержание курса решению задач обучения? В большинстве случаев это не очевидно.

5. Эффективная обратная связь

Имеются ли у курса «созидательные» проверки, стратегически размещенные после каждого этапа обучения? Дают ли эти проверки адекватную обратную связь как для правильных, так и для неправильных ответов? Кроме того, является ли финальная проверка знаний или итоговая оценка согласованной с целью обучения и содержанием курса? Если нет, то можно только неодобрительно покачать головой.

6. Простите, могу я уйти?

ELearning обычно для тех мужественных душ, которые готовы рисковать учиться в одиночку. Им нужна свобода, чтобы прийти и уйти, когда им заблагорассудится, чтобы не расстраивать их. Электронное обучение должно иметь «интуитивную» навигацию. Другими словами, учащийся должен иметь возможность передвигаться по курсу легко, с минимальным количеством подсказок. Если курс ограничивает свободное передвижение, то обучение в нем сродни работе под присмотром надзирателя.

7. Хорошо, а что дальше?

Если вы нашли электронный курс, который соответствует всем вышеперечисленным критериям, то значит, это крутой eLearning? Ну, почти. Осталась последняя проверка. После того, как обучающиеся закончат курс, они вернутся на свои рабочие места. Если у них остались сомнения или необходимость углубить свои знания, куда они идут? Высококачественное электронное обучение всегда включает в себя пункт «А что дальше?» в виде дополнительных ресурсов, справочной службы и вспомогательных средств после завершения обучения.

Теперь вы знаете, как идентифицировать истинный электронный курс из числа бесчисленных подобий нижнего уровня, которые лукаво пытаются выдать себя за истину. Итак, в следующий раз, когда кто-то предложит вам eLearning-курс, оцените его на основе того, что приведено в этой статье. И не говорите, что я вас не предупреждал ;-)! 


Разработка электронных курсов, eLearning
Slider